В 1953 г. «Старая клиника» и клинический городок Казанского медицинского института передаются в ведение МЗ ТАССР, на их базе организуется Республиканская клиническая больница. Это была стратегическая ошибка! Следует хорошо понимать, если у медицинского вуза не имеется своей (еще раз подчеркнем — именно своей!) клинической базы, своих клиник, то трудно ожидать впечатляющих научных и педагогических результатов.
Напомним, клинический метод подготовки будущих врачей стал применяться в середине XVIII в. в Германии и Австрии, когда при университетах начали открывать клиники и обучать в них студентов практическому врачеванию. В своей основе этот метод не претерпел существенных изменений, сохранившись до наших дней. Во всех странах университетские клиники стали центрами научной и практической медицины.
Казанский университет имел так называемую «Старую клинику» и клинический городок, построенные по лучшим образцам больничного строительства того времени и прекрасно оборудованные для той эпохи. В университетских клиниках использовались новейшие медицинские технологии. Кроме того, именно в них создавались эти технологии. Вспомним хотя бы то, что в Казани, в университетской терапевтической клинике, возглавляемой А, Н. Казем-Беком, выдающийся российский физиолог А. Ф. Самойлов записал первую в России кардиограмму. Или опять же в клинике А. Н. Казем-Бека впервые в Поволжско-Сибирском регионе начали применяться рентгенографические методы обследования больных.
А горяевская сетка для подсчета форменных элементов крови? А проба Зимницкого? А обезболивание по методу ползучего инфильтрата Вишневского? Вспомним, что В. С. Груздев был одним из пионеров лечения рака женских половых органов лучами Рентгена и радием. Таким образом, использование и изобретение новых технологий обследования и лечения больных обусловливало то, что казанские университетские клиники становились ведущими лечебными учреждениями по оказанию конкретного вида медицинской помощи, если не в стране, то в регионе.
Когда же «хозяевами» клиник стали региональные власти в лице Минздрава, то правила игры изменились. Ведь Минздрав непосредственно отвечал перед вышестоящим (как по вертикали, так и по горизонтали) начальством, перед населением за оказание медицинской помощи последнему, но не за развитие высшего медицинского образования и науки в регионе. На наш взгляд, об этом, в частности, ярко свидетельствует следующий исторический пример.
Так, «Шамовская» больница была спланирована известным казанским хирургом Н. А. Геркеном как клиника. В ней были предусмотрены все условия как для лечебного, так и для педагогического (имеется в виду лекционная аудитория и классные комнаты) процесса. Инфраструктура же татарстанских больничных флагманов — РКБ и ДРКБ (а они являлись образцами больничного строительства 80-х гг. XX в.) — не была приспособлена к учебному процессу.
Именно в том, что в 1953 г. университетские клиники были переданы в систему местного здравоохранения, а обучение студентов стало проводиться на так называемых клинических базах, следует искать корень того явления, когда, начиная с 60-х гг., казанские научные клинические школы стали постепенно утрачивать передовые позиции в отечественной и мировой медицине.