Гимн Лиги выпускников


Все мы дети одной альма матер,
Из единого корня растем.
Каждый горд, что в Казани когда-то
Получил свой врачебный диплом.
Весь текст
 
 
 
 
некоммерческое партнерство
Лига выпускников
казанского государственного
медицинского университета
г. Казань +7 965 629 6455
     
 

Студенческий научный кружок медицинского факультета императорского университета

Участие студентов и молодых врачей исследованиях кафедр, штат которых, которых, как правило, состоял из небольшого числа сотрудников, было традицией Казанского университета со дня его основания. Студенты были полноправными членами исследовательских коллективов. Наиболее способные студенты выполняли весьма серьезные работы научно-исследовательского характера и докладывали об их результатах на заседаниях Казанского общества врачей, печатались в специальных журналах. Студенты работали по определенным проблемам, разрабатываемым кафедрами. В 1901 году студенты-исследователи, работающие на кафедрах, объединились в единый студенческий научный кружок, руководителем которого стал профессор Л.О. Даршкевич, его заместителем – профессор А.Н. Казем-Бек, а секретарем – студент З. Соловьев.

Первое заседание кружка состоялось 12 ноября 1901 г., в аудитории терапевтической клиники (старой клиники), где кроме руководителей присутствовали 50 студентов, на котором студент медик 4-го курса Петр Линдваль изложил современное состояние учения о нейронах. В протоколе этого заседания сказано, что «из присутствующих студентов некоторые делали замечания относительно недостатков в выполнено работе, другие входили в рассмотрение предмета по существу».

Кружок собирался регулярно, обсуждая вопросы не только экспериментальной медицины, но и социально-экономические и политические проблемы того времени. 1 декабря 1901 г. обсуждался доклад студента 5-го курса Юлиана Ротштадта «О трихинеллезе». Он сопровождался таблицами, рисунками и микроскопическими препаратами. Прения сосредоточились на выяснении взаимодействия трихины и её хозяина и выяснении способа и путей проникновения трихины из кишечника хозяина в мышцы. На заседании кружка 6 декабря 1901 г., посвящённому искусственному вскармливанию детей, докладчик Ростошинский пришел к заключению о возможности создания продукта для детского питания близкого по составу к женскому молоку. Производство такого продукта, безусловно, возможно было лишь в государственном масштабе.

Наиболее деятельное участие в занятиях кружка принимали студенты: Чаясов, Горяев, Ливанов, Ротштанд, Любенецкий и др. Кружок имел библиотеку из книг, пожертвованных господами профессорами Университета [6; 11; 36]. На собрании членов кружка, состоящем в феврале 1902 г. был обсужден реферат студента 4-го курса Любенецкого на тему: «О влиянии серных ванн на лечение и течении сифилиса».

На одном из заседаний 1902 г. был заслушан доклад студента 4-го курса З. Соловьева (будущий заместитель наркома здравоохранения СССР) «Меры общественной борьбы с туберкулезом на западе». На этом же собрании обсуждался вопрос об организации работы библиотеки, за которую был ответственным студент Н. Зимин. Было решено обратиться к издателям медицинских бесплатных экземпляров их изданий.

Библиотека кружка начала регулярно функционировать лишь с января 1903 г., когда для неё было выделено специальное помещение. Первоначально она располагалась в аудитории старой клиники, а позднее в комнате, предназначавшейся ранее для посетителей. Читальня кружка была открыта ежедневно с 10 часов утра до 8 часов вечера.
В годичном акте о состоянии императорского Казанского Университета за 1904 г. сообщалось, что в течение 1903 г. кружок имел 7 собраний, посвященных социальным вопросам. Студент Шоломов представил реферат на тему проституции. Как бы ответом на этот реферат было сообщение студента Хомякова на ту же тему. Оба заседания отличались большим количеством студентов-слушателей, и на обоих присутствовали профессор А.Г.Ге. и приват-доцент А.И. Елистратов.

Не менее оживленным было заседание, на котором студент Соловейчик познакомил членов кружка с проблемой врачебной тайны. Оппоненты указали на чисто нравственную природу в том вопросе и вытекающей отсюда нежелательности закона о врачебной тайне. Врач должен быть, прежде всего, честным человеком и решать вопрос в каждом отдельном случае, справляясь только со своей совестью.

Одно из собраний было посвящено гомеопатии. Изложения и критика этого учения составили предмет реферата студента Ульянова. Студент Опокин сделал сообщение о неспецифической серотерапии. Врач Броханов прочел доклад на тему: «О применении детской больницы». Врач Броханов прошел доклад «К вопросу о классификации сердечных пороков».

Стремясь к планомерному развитию своей деятельности, кружок, по предложению одного из членов, составил список тем для рефератов, преимущественно общественно-медицинского характера. Темы эти были желательными для разработки. На одном из заседаний было вынесено предложение о желательности проведения кружком исследования социально-экономических условий жизни казанских студентов путем опроса через особые опросные листы. Избранная для составления опросного листа комиссия, состоящая из студентов: Зимина, Рейпольского, Соловьева и др., представила собранию опросный лист, состоящий из 120 вопросов и охватывающий все стороны жизни студентов.

В отчете за 1905 г. сообщалось, что с целью развития в студентах научной самостоятельности и расширения их научных интересов по избранной ими специальности, а также, ввиду сближения студентов между собой и профессорами, на почве этих интересов образовано при факультетах несколько научных кружков. Были созданы: кружок для занятий по предмету истории русской литературы, кружок для занятий по предмету кафедры чистой математики, кружок для занятий по естествознанию, кружок для занятий по клиническим предметам, кружок для занятий по предметам юридических наук. Студенческий музыкальный кружок имел своей целью дать возможность студентам обучаться пению и музыки и совершенствоваться в этих искусствах. Однако все эти кружки по обстоятельствам времени не могли функционировать, поему и отчеты об их деятельности факультетами представлены не были.

В годичном отчёте за 1910 г. сообщалось, что факультетской терапевтической клинике помимо обязательных занятий профессором А.Н. Казем-Беком велись практические занятия со студентами по исследованию рентгеновских лучей. Сверхштатным ассистентом Чебоксаровым 3 раза в неделю, по вечерам производился обход стационарных больных со студентами. Лаборантом Горяевым проводились занятия со студентами по методике исчисления крови, им же велись специальные исследования относительно изменения крови при различных заболевания: злокачественная анемия, острая лейкемия и др.

Студент Н.К. Тималеев провел исследования «О центрифугальных волокнах задних корешков и их клеточных группах в мозгу собак». Студент Г.Н. Алалыкин продолжал изучения изменений в нервной системе животных при отравлении их индолом, скатолом и карболовой кислотой. А.В. Симилийская занималась исследованием гистологических изменений спинного мозга животных при его сдавлении. Эти исследования проводились в клинике профессора-невропатолога Л.О. Даркшевича, жизненный путь которого отражен в монографии Я.Ю. Попелянского.

Преподавание фармации, фармакогнозии в весенним полугодии 1910 г. велось приват-доцентов В.В. Николаевым. Под его руководством студенты 4-го семестра, в их числе 12 человек, занимались приготовлением лекарственных форм в свободе от лекций время в фармацевтической лаборатории. Студент П.Н. Ласточкин работал над проблемой липогении. Работа была напечатана в Казанском медицинском журнале за 1910 г. В.Г. Дегрянь занимался вопросом о действии сердечных средств. К.М. быков, исследуя молоко в Казани, напечатал статью «К вопросу исследования молока и молочных продуктов в г. Казани» в Казанском медицинском журнале за 1910 г.

В одном из отчетов сообщалось о поощрении студенческих научных исследований. Для наград за представленные студентами и посторонними слушателями научные письменные работы Советом Университета в 1910 году было назначено 6 золотых и 6 серебреных медалей.

Ввиду значительного количества представленных студентами работ рассмотренных и одобренных факультетами, число золотых медалей Советом Университета было увеличено до 10. В 1911 г. студент Н.К. Тималеев закончил экспериментальную работу о центрифугальных волокнах в задних корешках спинного мозга собак и напечатал её в «Неврологическом вестнике» за 1917 г. Студент С.А. Алуф изучал на собаках ход лецитинового перерождения при строчных перерождениях в спинном мозгу. Автор сочинения на тему «Проверка физиологического действия алкалоидов мускарина и атропина на сердце животных» с девизом: «Mens agitat molem» Михаил Юрьевич Юртайкин был построен серебряные медали.

В годичном акте за 1912 г. указывалось, что слушание лекций является со стороны студентов более или менее пассивным актом восприятия научных истоин, выработанных без их участия. Поэтому для приучения учащихся в самодеятельной научной работе в Университете ведутся практические занятия. Занятия разъясняли и дополняли систематические курсы науки, предоставляя учащимся возможность приобретать навыки и умения обращаться с научным материалом и первоисточниками, а также изучать на деле методы исследования и знакомиться с главнейшим аппаратами и инструментами.

В 1912 г. руководителем Студенческого научного кружка стал профессор-психиатр Виктор Петрович Осипов. В те годы члены студенческого научного кружка проявляли свою деятельность в следующих направлениях: организация научных занятий кружковцев, пополнение библиотеки и ведения читальни, устройство экскурсий, организация книжного склада. Научные занятия кружка выражались в составлении и чтении студентами рефератов, докладов, причем каждый доклад обсуждался на собрании кружка совместно с руководителем профессором В.П. Осиповым и с приглашаемыми той научной области, к которой относилась тема реферата.

Со временем единый кружок медицинского факультета трансформировался в кафедральные и межкафедральные объединения студентов.

В мемуарах «Год студенчества в Казанском университете» академик С.В. Аничков рассказывает о своих студенческих исследованиях на кафедре фармакологии. Его учитель профессор Василий Николаевич Болдырев, открывший новую функцию желудочно-кишечного тракта – его периодическую деятельность вне пищеварения в опытах на собаках, поручил студенту Сергею Аничкову подтвердить наличие этой функции у человека. Подопытными кроликами были будущие академик: сам Сергей Аничков и Сергей Дмитриевич Сперанский. Оба глотали металлический зонд под контролем рентгеновских лучей и фиксировали моторную и секреторную функции желудка и кишечника. Именно в Казни была опубликована первая работа академика С.В. Аничкова. Оба «кролика» получила рентгеновский ожог спины. Это был начальный период внедрения лучевой диагностики, а «кролик» С. Сперанский предоставил свою спину и глотал зонд, зарабатывая право оперировать в лаборатории Болдырева для осуществления своих собственных идей. С нами работал и студент Борис Лаврентьев, подтверждая факт периодического лейкоцитоза.

В учебном здании медицинского факультета традиционно собирался кружок молодых врачей, студентов, который возглавлял молодой ассистент-гистолог Александр Николаевич Миславский. В этот кружок входили будущие академики и профессора: К.М. Быков, А.Д. Сперанский, С.В. Аничков, В.М. Карасик, А.В. Кибяков и др.

На рубеже XIX и XX веков из студентов, выросших в кафедральные коллективах, формировались крупные ученые, возглавившие Казанские научные школы. В свою очередь, крупные ученые любили молодежь и в доброй строгости выращивали своих учеников и последователей. В Казанском университете формировались крупные организаторы здравоохранения: З.П. Соловьев, Н.А. Семашко, а позднее С.В. Курашов и А.Д. Царегородцев. Его выпускником был также П.В. Изергин – первый врач, удостоенный ордена Ленина и звания Героя Труда. О его судьбе мы узнали из публикации Р.А. Бушкова в газете «Вечерняя Казань» 25.01.1989 г.

 

Студенческое научное общество >>>

 
 
 
 
 
 
     
     
 
 
Copyright © 2011-2022 Лига выпускников
Тел.: +7 965 629 6455
Казанский Государственный Медицинский Университет
Создание сайта Вебцентр
  Top.Mail.Ru