Гимн Лиги выпускников


Все мы дети одной альма матер,
Из единого корня растем.
Каждый горд, что в Казани когда-то
Получил свой врачебный диплом.
Весь текст
 
 
 
 
некоммерческое партнерство
Лига выпускников
казанского государственного
медицинского университета
г. Казань +7 965 629 6455
     
 

Учебный процесс в КГМИ во время Великой отечественной войны

Как и во всей стране, все аспекты деятельности КГМИ — учебная, научная, лечебная, хозяйственная, воспитательная и др.— во время Великой отечественной войны были подчинены одной цели — победе над врагом. Казань превратилась в сплошную сеть госпиталей. Они заняли здания школ и институтов, учреждений, а сотрудники КГМИ и ГИДУВа возглавили эти госпитали и обеспечивали их бесперебойную работу, несмотря на то, что эшелоны с фронта приходили круглосуточно, днем и ночью.

В Казань переехала и разместилась на базе КГМИ большая часть аппарата Министерства здравоохранения СССР и РСФСР, были эвакуированы научные и учебные заведения из других городов страны. Ряд сотрудников КГМИ стали работать в эвакуированных учреждениях. Так, профессор В. И. Катеров в 1941 — 1942 гг. работал ученым секретарем ученого совета Наркомздрава СССР, профессор А. Ф. Агафонов — директором Центрального педиатрического института МЗ РСФСР (с июля 1943 по апрель 1944 г.). В марте 1942 г. заместителем народного комиссара здравоохранения РСФСР был назначен директор КГМИ С. В. Курашов.

В военные годы КГМИ возглавляли: с мая 1941 по март 1942 г. Сергей Владимирович Курашов (1910—1965), с марта 1942 по март 1944 г. Георгий Федорович Тихонов (1905— 1992), с сентября 1944 по март 1945 г. Василий Стефанович Исупов (1895—?), с марта 1945 по февраль 1947 г.— Михаил Федорович Мережковский (1906—1970).

В ряды Красной Армии были призваны 4 доцента, 72 ассистента, 12 аспирантов и 24 ординатора. Институт передал для нужд армии весь свой автотранспорт.

Многие сотрудники КГМИ ушли на фронт. Приводим имена некоторых из них:

  • заместитель директора КГМИ по клинической работе А. С. Биккенин;
  • врач акушерско-гинекологической клиники Н. М. Борисова;
  • доцент кафедры госпитальной хирургии Р. А. Вяселев;
  • ассистент кафедры факультетской терапии Г. А. Добрынина;
  • доцент кафедры кожных и венерических болезней Г. Г. Кондратьев;
  • ассистент кафедры фармакологии И. И. Корнилов;
  • старший лаборант кафедры микробиологии Ю. Т. Кузьмина;
  • доцент госпитальной хирургической клиники № 2 В. И. Михайлов;
  • лаборант кафедры патологической анатомии М. Д. Мунина;
  • ассистент кафедры инфекционных болезней Н. Н. Оделевская;
  • зав. кафедрой политэкономии И. И. Палагин;
  • ассистент хирургической клиники педфака С. В. Пестриков;
  • ассистент факультетской хирургии Н. И. Попков;
  • ассистент кафедры патологической анатомии Н. Ф. Порываев;
  • ассистент кафедры микробиологии К. И. Севастьянова;
  • доцент кафедры гигиены труда А. М. Тимофеев;
  • ассистент кафедры пропедевтики детских болезней А. С. Хамидуллина;
  • ассистент кафедры микробиологии Н. С. Фазлуллин;
  • зав. кафедрой акушерства и гинекологии педфака Г. М. Шарафутдинов;
  • ассистент кафедры психиатрии С. А. Эсселевич;
  • ассистент кафедры биологии Д. Н. Якимов.

С первых дней Великой Отечественной войны условия работы КГМИ резко изменились. Учебный год начался с 1 августа. Сократились учебные базы: в клиниках были открыты эвакогоспитали, под госпитали и жилые помещения эвакуированных были отданы все студенческие общежития. Студенты и сотрудники привлекались на хозяйственные и оборонительные работы. Они организовывали донорские пункты, участвовали в приеме эвакуированных, дежурили в хирургических клиниках, работали в подсобных хозяйствах, на лесозаготовках, рыли окопы, участвовали в дежурствах по противовоздушной обороне города.

В связи с мобилизацией для работы в госпиталях, на многих кафедрах оставалось по одному-два сотрудника. Так, например, на кафедре глазных болезней преподавал только профессор В. Е. Адамюк, на кафедре акушерства и гинекологии — профессор П. В. Маненков и хоз. ассистент М. В. Монасыпова.

С началом Великой Отечественной войны в 1941 г. проводится реорганизация подготовки студентов. Кафедра физического воспитания ликвидируется, создаются кафедры военно-санитарной подготовки и кафедра общевойсковой и физкультурной подготовки, начальником последней назначается комбриг В. П. Распопов. В 1944 г. эти две кафедры объединяются в единую кафедру военно-медицинской подготовки, и заведующим назначается сначала доцент В. Д. Белогорский, а затем с 1944 по 1949 г. кафедру возглавляет подполковник медицинской службы Бенциан Рувимович Либерман (1902—?).

Учебная программа по физической подготовке в период Отечественной войны включала военно-прикладные упражнения по передвижению на лыжах, преодолению препятствий, переправам вплавь и плаванию, штыковому бою. Студенты старших курсов изучали лечебную физкультуру на базе эвакогоспиталей Казани.

Закрывается педиатрический факультет, а из его студентов организуется второй поток лечебного факультета.

До 1943 г. профилирующие гигиенические дисциплины санитарно-гигиенического факультета КГМИ, за исключением гигиены труда, преподавались на кафедре общей гигиены. В 1943 г. были организованы самостоятельные кафедры гигиены питания, школьной и коммунальной гигиены. Доцент С. С. Шульпинов стал заведовать кафедрой коммунальной гигиены, доцент А. И. Смирнов — школьной. Руководство кафедрой гигиены питания было поручено временно эвакуированному из Ленинграда профессору А. Ф. Никитину. После его отъезда (в 1944 г.) ею до 1949 г. заведовал В. В. Милославский.

Несмотря на трудности, коллектив института успешно справлялся с поставленными перед ним задачами. Уже в августе 1941 г. все курсы вуза были переведены на учебные планы военного времени, составленные с расчетом окончания образования за 3,5 года при 8-часовом учебном дне и уменьшения каникулярного времени, но без сокращения программы. Для студентов, работающих днем в лечебных учреждениях и на предприятиях, были организованы занятия в вечернее время.

Повысились требования к изучению военно-медицинских дисциплин. Ученый совет института предложил кафедрам обратить особое внимание на преподавание вопросов, имеющих «отношение к работе на фронте и в эвакогоспиталях». Так, кафедра инфекционных болезней расширила программы по ознакомлению студентов с «эпидемиологией и клиникой сыпного тифа». По оперативной хирургии в курс практических занятий были введены темы: «первичные иссечения ран, ампутация при травматических повреждениях, операции на черепе по поводу повреждений, рациональные разрезы по поводу флегмон, затеков; операции на органах брюшной полости по поводу повреждений и др.».

Учебная работа кафедр общей и факультетской хирургии, нервных болезней, факультетской терапии, ЛОР-заболеваний проходила на базе госпиталей. Там же проводилась производственная практика студентов 4 курса.

Программы общих и специальных предметов пересматриваются с военно-медицинским уклоном, вводятся новые курсы лечебной физкультуры, лечебного питания и др.
Государственная экзаменационная комиссия в 1944 г. отмечала, что выпускники «обнаружили довольно большой запас знаний применительно к условиям военного времени».

В 1941 г. произведено три выпуска, институт окончили 937 человек. С 1942 г. вновь было введено пятилетнее обучение. В апреле 1942 г. досрочно был произведен выпуск 90 врачей, которые все были мобилизованы в Красную Армию, в октябре 1942 г. выпущено 343 врача, из них мобилизовано в армию 203; в октябре 1943 г. — соответственно 352 и 200. Исходя из усиливающейся потребности в медицинских кадрах, увеличивается численность первокурсников с 693 человек на 15 сентября 1941 г. до 1085 человек 15 октября 1943 г. В 1941—1945 гг. институт подготовил 1983 врача. Более половины из них ушло на фронт.

Если педиатрический факультет был временно закрыт, то санитарно-гигиенический — продолжал функционировать и в годы войны подготовил несколько выпусков санитарных врачей1. В июне 1941 г. факультет окончил 51 человек, в декабре 1941 г.— 82, в октябре 1942 г.— 79, в октябре 1943 г.— 69, в марте 1945 г.— 36.

 
 
 
 
 
 
     
     
 
 
Copyright © 2011 Лига выпускников
Тел.: +7 965 629 6455
Казанский Государственный Медицинский Университет
Создание сайта Вебцентр