Гимн Лиги выпускников


Все мы дети одной альма матер,
Из единого корня растем.
Каждый горд, что в Казани когда-то
Получил свой врачебный диплом.
Весь текст
 
 
 
 
некоммерческое партнерство
Лига выпускников
казанского государственного
медицинского университета
г. Казань +7 965 629 6455
     
 

Сидорова Диляра Рауфовна - Годы Великой Отечественной войны в Казани глазами ребёнка от 7 до 12 лет

К 75 летию победы в Великой Отечественной войне

 

Об авторе

Сидорова Диляра Рауфовна родилась 26 июля 1932 года в Казани. Окончила физико-математический факультет КГУ в 1955 году. Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики КГМУ. Разработала лекции по новым курсам: 1) медицинской и биологической физике для медицинских факультетов; 2) высшей математике, теории вероятности и математической статистике для фармацевтического факультета; 3) материаловедению для стоматологического факультета; 4) теории информации и медицинской кибернетике. Была ответственным исполнителем по проблеме НОУП. Соавтор сборника «Абитуриенты медицинского института» (1983). Имеет около 100 научных публикаций, трудовой стаж 35 лет, Ветеран труда, имеет многочисленные награды и благодарности КГМУ, РТ.

На фото: Сидорова Диляра Рауфовна

Я родилась 26 июля 1932 года в г. Казани в семье врача по кожным и венерическим заболеваниям Мустафиной Хадичи Ахметовны и доцента сельскохозяйственного института (бывшего наркома образования) Алмаева Рауфа Заляловича. Отца я лишилась, когда мне было 5 лет. Мы жили втроем с матерью и её младшей сестрой Мустафиной Сарой Ахмедовной ‒ врачом-терапевтом. Я росла счастливым и любимым ребёнком, посещала детский сад, любила петь и танцевать.

Полгода до начала Великой Отечественной войны. Я ‒ крайняя слева в семилетнем возрасте в детском саду на ёлке.

В день начала Великой Отечественной войны мы с матерью находились в одном из районов Татарстана, в её командировке. Помню встревоженные, заплаканные, суровые лица односельчан, охваченных всеобщим горем... С того момента в моём детском сердце поселилась тревога.

Вернувшись в Казань, мы не застали дома сестру матери ‒ она добровольцем ушла на фронт. С боями она дошла до самого Берлина и вернулась после окончания войны здоровой и невредимой.

В сентябре 1941 года я поступила в первый класс. Война продолжалась до 5 класса моей учёбы в средней школе. Училась с увлечением, на "отлично". В моём архиве сохранились похвальные грамоты за отличную учёбу и примерное поведение со 2 по 10 класс. Позже я окончила школу с медалью.

В годы войны Казань заполнялась госпиталями с ранеными и эвакуированными семьями. Эвакуировались из Москвы и мои двоюродные сестрёнка Аля и братишка Иля вместе со своей мамой – врачом-гинекологом. С Алей и Илей мы общались почти все годы войны и вместе переносили трудности и радости детства в суровых условиях. Всем нам запомнился случай, смешной с точки зрения сегодняшнего дня, но полный значимости для той поры нашей полуголодной детской жизни. Однажды кто-то угостил нас сушёной воблой. Мы положили её в карман моего пальто и пошли гулять по городу. Когда мы приготовились закусить подаренной воблой, её в кармане не оказалось... Трудно передать наше огорчение. Долго и упорно мы бродили по нашему "прогулочному" маршруту в надежде отыскать воблу на земле,но безуспешно. Сколько же было удивления и радости, когда спустя несколько дней, я обнаружила что-то жёсткое в полах моего пальто. Оказалось, что вобла просто провалилась в дырку в кармане.

В годы войны школьники, и я в их числе, выступали в госпиталях с номерами художественной самодеятельности. Я предпочитала выступать со стихами и в сценках, вызывавших улыбки раненых. В помещении госпиталя для военных на улице Чехова мы ставили спектакль "Снежная королева". Я играла роль Герды. Домой я приносила письма раненых, в которых они благодарили маму за то, что она "воспитала такую хорошую дочку".

Казань была глубоким тылом. Только однажды ночью в небе над затемнённым городом появился немецкий самолёт. Последовало объявление по радио, была объявлена воздушная тревога. Завыла сирена. Было предложено пройти в бомбоубежище. Меня охватил жуткий страх и отчаяние! Однако в бомбоубежище мы не пошли, и всё закончилось благополучно.

Своё детство в годы войны я расцениваю как омрачённый, но всё же счастливый вариант, возможный во время войны, по сравнению с другими, когда дети оказывались в центре военных действий. Конечно, я была сопричастна к жизни всего нашего города и вместе со всеми переживала трудности, которые несёт за собой война и которые нельзя пожелать никому. Эти трудности, в первую очередь, ложились на маму, но и я, по возможности, старалась ей помогать. Во-первых, полуголодная жизнь с карточной системой и огромными очередями за продуктами, во-вторых, безрадостные, мягко говоря, способы обеспечить еду:

  • С помощью воскресных поездок на пригородном поезде в посёлок Арск вместе со множеством других людей, желающих обменять на базаре вещи, одежду на масло, яйца и другие продукты.
  • Путём выращивания картошки на земле, выделенной сотрудникам на работе мамы, на берегу реки Казанки, где раньше никаких посадок не проводилось. Земля была очень жёсткая. Мы сажали в землю один глазок от картошки и выращивали картофель-горох, но всё-таки это была еда!
  • В медицинском институте, где мама работала ассистентом в клинике кожных и венерических болезней, были организованы обеды для сотрудников. В полуподвальном этаже красного здания на углу улиц Толстого и Горького, в столовой за длинным столом усаживались взрослые люди, и я по соседству с профессором Ясницким, так как мама уступила мне своё место. Я сидела, и вся сжималась от стеснения... Через пару раз я отказалась от такой возможности.
  • Во дворе клиники мы с мамой собирали самую молодую крапиву для приготовления пищи.
  • Большую поддержку оказывала нам финансовая помощь ("аттестат с фронта") маминой сестры ‒ тёти Сары.
  • Мамины командировки в районы Татарстана тоже обеспечивали дополнительную поддержку. Я ездила вместе с мамой и запомнила какую-то часть жизни деревни в тяжёлые годы войны. Помню, однажды мы были в командировке в связи с заболеванием деревни чесоткой. Я помогала медсестре готовить порции из хлеба, сливочного масла и других продуктов, за которыми в определённый час приходили больные. А при обходе домов я видела людей, лежащих на постели, опухших от голода.

После окончания 4-гo класса мама была призвана в Белоруссию, только что освобождённую от немцев. Командировка формировалась в Москве,поездка завершилась награждением мамы значком "Отличник здравоохранения". Врачи уезжали из Москвы в Белоруссию на военных машинах, "уазиках". Я осталась в Москве в семье дальних родственников: Саули ‒ девочки старше меня на 2 года и её мамы. Полгода в 5-м классе я училась в Московской школе (в Филях). Полуголодная жизнь была, естественно, и здесь. На всю жизнь я запомнила удовольствие от великолепной моркови в объёме большого мешка, которую мы ели втроём, когда Сауля привезла её в награду за сельхозработу в Подмосковье. Запомнились также лучшие ощущения от посылки, присланной мамой: большой металлический резервуар с нежнейшей тушёной свининой, сгущённое молоко и яичный порошок. Это была американская помощь. Война близилась к концу.

День победы в Великой Отечественной войне, 9 мая 1945 года, я встречала в Казани, ученицей 5-го класса. Это был праздник, который невозможно описать словами! Нельзя передать то ликование, ту всеобщую радость, единение, любовь, которые охватили всех! На улицах города стояли патефоны, люди танцевали, пели, целовали и обнимали другдруга.

Я жила на улице Лобачевского. Из окна во дворе нашей квартиры был виден балкон соседнего старинного дома с палисадником до улицы. С раннего утра меня разбудил громкий голос женщины с этого балкона:

- Граждане! Война закончилась! Ура!
-Ура-а-а! ‒ отвечали ей прохожие. И так ‒ многократно.

Так я узнала, что война закончилась. Праздник Победы 9 мая 1945 года был настоящий Праздник всего народа! Праздник от всей души, неповторимый!Пусть не повторится война ‒ самое ужасное, что может быть на свете.

Персонажи моего воспоминания через 5 лет после окончания ВОВ. Слева направо: Аля, Сауля, Иля, я‒внизу.

Дети войны, к поколению которых я отношусь, рано становились серьёзными и "выходили в люди", напряжённо трудясь всю жизнь!

После окончания физико-математического факультета Казанского университета по специальности физика, я работала в КГМИ на кафедре физики в качестве ассистента, старшего преподавателя, а после окончания заочной аспирантуры в КГУ и защиты диссертации на учёную степень кандидата физико-математических наук и получения учёного звания доцента работала на кафедре физики доцентом до 1992 года. Мною разработаны и прочитаны лекции по новым курсам:

  • по медицинской и биологической физике для медицинских факультетов (биофизику сначала читал Г.И. Полетаев, а затем ‒ Е.Е. Никольский),
  • по высшей математике, теории вероятностей и матстатистике для фармфака,
  • по материаловедению для стоматфака,
  • по теории информации и медицинской кибернетике (лекции читал Ш.Ю. Якупов).

В течение более 10 лет по решению ректората КГМИ я была ответственным исполнителем по проблеме НОУП (Научной организации учебного процесса) в связи с необходимостью исполнения в КГМИ части плана научных исследований ГУУЗа (Главного управления учебных заведений) МЗ РСФСР по проблеме НОУП "Социально-педагогические основы отбора абитуриентов в медицинские вузы".

В КГМИ был проведён эксперимент и выявлен количественный критерий объективной оценки знаний как процент знаний, обнаруживаемых при ответе на вопросы, допускающие оценку в двоичной системе (да/нет, верно/неверно, без качественных отличий) и соответствующая шкала перевода процентов в отметки (неуд., уд., хор., отл.).
Результаты представлены в 4 главе сборника "Абитуриент медицинского института" (1983), в соавторстве с Х.С. Хамитовым, М.М. Миннибаевым, Д.Р. Сидоровой, под редакцией начальника ГУУЗа МЗ РСФСР профессора Шляпникова В.Н. Этот количественный критерий в течение многих лет до введения ЕГЭ использовался в КГМИ на вступительных экзаменах по физике, биологии и химии. Он и сейчас может быть использован для совершенствования рейтинговой оценки знаний в плане оптимизации процессов контроля знаний и обучения студентов. Основная задача и трудность состоит в составлении совокупности вопросов, раскрывающих содержание темы и допускающих оценку в двоичной системе без качественных отличий.

Кроме того, количественный критерий объективной оценки знаний использовался в научной работе для объективной оценки вводимых на кафедре физики новых курсов и методик преподавания (профессиональная ориентация, самостоятельная работа студентов). Результаты докладывались и публиковались мной на всесоюзных и внутривузовских конференциях, были представлены также в журнале "Вестник высшей школы" в соавторстве с Н.Х. Амировым (ректор КГМИ), Д.Р. Сидоровой (доцентом кафедры физики КГМИ), Р.У. Ахмерова (ассистент кафедры физики КГМИ).

Я была удостоена чести предстать на Доске Почёта КГМИ, а также получить медаль и звание Ветерана труда. Самой большой наградой для меня является уважение и память огромного числа студентов, которым я читала потоковые (100 человек и более) лекции, принимала экзамены.

Хочу закончить свое воспоминание о Великой Отечественной войне с позиции взрослого человека, с позиции сегодняшнего дня. Победа в войне и дальнейшие огромные успехи в деятельности людей, испытавших её трудности, были возможны благодаря бесценным качествам их поколения ‒ высокого гражданского долга, патриотизма, милосердия...

Актуальной проблеме воспитания достойного поколения молодёжи служит сборник по проекту "Вспоминают дети войны", который предоставляет возможность реализации связи поколений. Становление волонтёрского движения студентов КГМУ сможет внести дополнительный вклад в реализацию связи поколений во имя идеи "Служение обществу превыше всего".

Источник: Сборник КГМУ «Старая фотография рассказывает», 2014г.

Материалы по теме "75-ая годовщина Великой Победы!" >>>

 
 
 
 
 
 
     
     
 
 
Copyright © 2011-2022 Лига выпускников
Тел.: +7 965 629 6455
Казанский Государственный Медицинский Университет
Создание сайта Вебцентр
  Top.Mail.Ru