Гимн Лиги выпускников


Все мы дети одной альма матер,
Из единого корня растем.
Каждый горд, что в Казани когда-то
Получил свой врачебный диплом.
Весь текст
 
 
 
 
некоммерческое партнерство
Лига выпускников
казанского государственного
медицинского университета
г. Казань +7 965 629 6455
     
 

Две судьбы – одна Родина

К 75 летию победы в Великой Отечественной войне

Как хорошо, что на свете есть беспокойные люди. Одним из них является полковник Советской Армии, ныне Председатель Вахитовского Совета ветеранов Генрих Петрович Бердников. Как из рога изобилия, он выдаёт и реализует идеи по патриотическому воспитанию. Очередная идея – составление и публикация сведений о молодых героях Великой Отечественной войны. Держу в руках его книжечку «Юные Герои Великой войны» и в первых строках читаю: «В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) вместе с взрослыми героически сражались на фронте, в партизанских отрядах и в антифашистском подполье более 300000 юных защитников Отечества в возрасте 10-18 лет. Более 60 тысяч из них погибли». Самый юный Герой Советского Союза в истории Великой Отечественной войны - Валя Котик, 14 лет.

В сентябрьском номере Казанского медика за 2019 год опубликовано сочинение школьницы Эльвиры Шариповой, написанное под руководством учителя Г.Ф. Хайрутдиновой, на тему «Учиться быть врачом – это значит учиться быть человеком». Сочинение на конкурсе «Твой первый шаг в медицину» получило призовое место.

Автор проникновенно описывает жизнь мамы, работающей 20 лет медицинской сестрой, своё впечатление о посещении больницы и впечатление о самоотверженной работе медицинских работников в разных отделениях больницы. Эльвира поражена сложностью работы в хирургическом отделении. Вплотную познакомилась с понятием «Врачебная тайна» и нашла для себя объяснение, почему мама очень мало рассказывает дома о работе в больнице.

В итоге неоднократных посещений больницы, пишет: «На мой взгляд, врачом может стать далеко не каждый. Врачи каждый день совершают героический поступок, спасают самое дорогое у человека – его жизнь».

Тем не менее, решительно объявляет: «В будущем я хочу стать доктором, а именно геронтологом. Врач – гериатр, оказывает медицинскую помощь пожилым людям…  Я считаю, что пожилые люди – это самый беззащитный слой нашего населения».

Решение своё она иллюстрирует наблюдениями за своей бабушкой: «Моя бабушка плохо спит по ночам, у неё повышенное давление, ухудшается зрение и слух, а как хочется ей помочь…облегчить страдания и помочь стареющему человеку, как можно дольше сохранить независимый образ жизни. Человечество стареет, и в странах с высоким уровнем жизни врачи-гериатры становятся всё более востребованы… Моя мечта, чтобы в нашей стране были созданы отдельные геронтологические клиники, где к пожилым относились с уважением и почтением, ведь они так много сделали для нас».

Думаю, что, заканчивая сочинение, Эльвира с глубоким вздохом писала: «Пока я ещё учусь в седьмом классе и развиваю в себе качества, необходимые для этой профессии: умение сочувствовать, стремление помогать людям, внимательность, ответственность, сострадание, гуманность, терпение и хорошую память. Эти качества мне необходимы для того, чтобы стать лучшим геронтологом и принести максимальную пользу нашему населению, а значит стране».

Да, ученица 7-го класса, живя сегодня в мирное время, 75 лет спустя после жестокой Великой Отечественной войны, может не только мечтать, но и успешно реализовать свои планы. Нахлынули воспоминания.

В предвоенные и военные годы наша семья жила в селе Сампур Тамбовской области. В 1941 году, к началу войны, в возрасте 11 лет я закончил 3-й класс. В памяти сохранились события последующих 4-х лет военного времени и описаны мной в главе «Школьные годы», в авторской книге «Мгновения» (2015). Здесь лишь укажу, что немецкие войска продвигались очень быстро и вскоре был занят Воронеж, главный город соседней области. В Тамбовской области было объявлено военное положение, и нашего села коснулась подготовка к эвакуации. Мужественное сопротивление наших войск затормозило дальнейшее продвижение врага, и я хорошо помню, взрослые с большой радостью говорили: «Немца остановили около Ельца». Тем не менее, Тамбов, расположенный в 50 км от Сампур, Котовск с его пороховым заводом – в 30 км и железнодорожную станцию – в 7 км периодически бомбили. А в школе был расположен военный госпиталь для лечения раненых.

Наше поколение «Дети войны» хорошо помнят, что дальнейшие события произошли так, что немецким войскам пришлось развернуться на 180 градусов и с большой неохотой убираться восвояси. В 1945 году, в год окончания войны, мы закончили 7-й класс. Из-за болезни отца наша семья переехала в Бугуруслан, поближе к родственникам и я больше в Сампуре не был.

В 2018 году, по прошествии 73-х лет, меня, как бывшего ученика, нашла учитель-краевед Сампурской средней школы Татьяна Анатольевна Свиридова. Завязалась оживлённая переписка с многочисленными подробностями и обменом материалами. В школе развёрнут большой музей, содержащий множество экспонатов, и проводятся поисковые работы о событиях военного времени.  В архиве музея, среди экспонатов военного времени, обнаружилась фотография школьницы. Это вызвало интерес и члены детского объединения «Юные краеведы» школьницы Могутнова Карина, Клименко Ольга, Сапункова Варвара под руководством учителя истории Кокоревой Ларисы Николаевны провели поиск. Результаты были оформлены в виде очерка под названием «Добрый ангел войны», подан на Областной конкурс исследовательских работ «История одного экспоната» в номинации «Они сражались за родину». Татьяна Анатольевна прислала мне этот очерк, и я вспомнил о нём, прочитав информацию в Казанском медике о семикласснице Эльвире, мечтающей сегодня в мирное время стать врачом. Возникла ассоциация о связи времён и двух поколений. С разрешения авторов привожу ниже краткий пересказ.

А жизнь только начиналась…

Каждый экспонат школьного музея хранит свою историю. И эта история открывается только самым пытливым, ищущим, любознательным.

Маленькая фотография в архиве школьного музея привлекла внимание исследователей. Фото старое, выцветшее (рис. 1). На нем – школьница: длинные тёмные волосы, аккуратно заплетенные в две косички. Не по-детски серьёзное лицо совсем юной девушки, как будто предчувствовавшей то испытание, которое грядёт для всей страны - нападение фашистской Германии на Советский Союз. Фото было сделано не позднее 1941 года.

Рис. 1.

Клавдия Алексеевна Астахова родилась в селе Сампур в 1923 году в простой крестьянской семье, где была самой старшей из детей (в семье подрастали Ольга и Юра). Девочка, как и большинство её сверстниц, училась хорошо, была старательной и прилежной, посещала театральный кружок. В семейном архиве младшей сестры, Астаховой Ольги Алексеевны, сохранилась фотография, на которой юная артистка исполняет роль Весны (рис. 2). Теперь это фото находится в школьном музее.

Рис. 2.

Среди своих сверстниц Клавдия отличалась оптимизмом, легко преодолевала любые трудности в школьные годы. Обучаясь в старших классах, выполняла обязанности комсорга. В 1937 году в Сампуре развернулось строительство нового здания школы. И именно в 1941 году новая средняя школа выпустила первых своих учеников, среди них и была Клавдия Астахова. А уже в 1942 году вместе со многими своими ровесниками она пошла на фронт. Тогда девушке было 19 лет.

56-ой отдельный батальон ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь) был сформирован в самом начале Великой Отечественной войны, в июне 1941 года в городе Гомеле. В 1942 году 158 девушек из Сампурского района (в их числе и Астахова Клава) пополнили состав этого батальона, 27 из них с войны не вернулись. 

Бесценным свидетельством тех далеких событий являются маленькие треугольники - письма, присланные Клавой домой. Одно из писем адресовано маленькому брату. Всего несколько строк, а столько тепла: «… с какими отметками ты кончил второй класс?», спрашивает Клава своего братика в этом письме-«Я, Юра, живу хорошо. Скоро разобьём врага, и я с победой вернусь домой».

Из воспоминаний боевых подруг, служивших вместе с Клавой

 «Выдали нам обмундирование, - вспоминает А. Щедрина, - и можете себе представить, что из нас получилось. Сапоги огромные, а о гимнастерках и шинелях и говорить нечего. В такой одежде не то, что на вышку взбегать, по земле два шага не шагнешь. Что было можно - ушили, что поддалось - переделали, так и служили… Впервые ощутить близость вражеских самолетов мне пришлось недалеко от Котовска. Внезапно оглушительный гул нарушил тишину, приближался вражеский самолет. «Враг опознан», передано всем частям ПВО. Так я получила боевое крещение».

«Нам не пришлось ходить в атаки, приближать Победу пулей и штыком, но мы добросовестно выполняли свою задачу, мы были «рабочими войны», - вспоминала Нина Сергеевна Сачкова. – В наши обязанности входило определение приближающихся вражеских самолетов по звуку работающего двигателя, по контуру. Необходимо было быстро опознать цель, установить, с какой скоростью летит самолет, и быстро сообщить эти данные зенитчикам».

«Время было трудное, суровое, - рассказывает Ираида Ивановская, в годы войны сержант-наблюдатель, - да и служба наша утомительная. Постоянно приходилось напрягать зрение, слух. Потом уже навыки выработались. Случалось, что самолета еще не видишь и не слышишь, а чувствуешь, что что-то приближается. С поста приходили усталые. И вот тут нам очень помогала песня. Мы, между прочим, даже танцевали. Девчата есть девчата».

Из воспоминаний Марии Сидоренко: «Мужчины ушли на фронт, а на их место встали мы – девушки. Мы заменили мужчин, а значит - тысячи штыков прибавились на фронте. Нас обучали специальностям связиста или радиста. Все как положено: строевая подготовка, подъем, отбой, занятия и наряды, охраняли склады с оружием, продуктами, все батальонное хозяйство. Ночь, темнота, тишина. И ты одна… с подругою – винтовкой. В 1944 году батальон был переведен в Западную Украину. Штаб находился в городе Ровно, а посты по всей Украине. Трудно было девчатам, часто бендеровцы нападали на посты. А на постах было по 5 молодых девушек. Представьте, в каком страхе находились они, ожидая каждую ночь нападения. Однажды бендеровцы забрали одну девушку, а утром ее нашли повешенную, а на груди была вырезана звезда».

Смерть на войне обычна, но сурова

Клавдия Астахова погибла в 1944 году.  Ольга Алексеевна Астахова, сестра Клавдии, сохранила и передала в школьный музей письмо, написанное школьной подругой Матюшечкиной, которая служила вместе с Клавдией. Из текста письма: «Сегодня ночью, то есть с 12 на 13 сентября героически погибла ваша дочь Клава, а наша боевая подруга. Я только буду просить Вас, как ее подруга, пусть эта утрата не опечалит Вас, а еще больше поднимет Ваши силы и умножит ненависть к врагу. А я, ее боевая подруга, мстила и буду мстить! И я уверяю, в недалеком будущем враг, который нанес не одну рану, от которой пролиты реки крови, будет сметен с лица Земли. Мы, девушки нашего подразделения, клянемся Вам отомстить за Вашу дочь Клаву ненавистному врагу…».

В те далёкие военные годы землякам не хотелось верить, что нет больше этой веселой девчонки, жизнь которой только начиналась. А её одноклассники навсегда сохранили в памяти светлый образ своего комсорга.

С помощью ОБД «Мемориал» искатели выяснили, что Клавдия Алексеевна Астахова похоронена на Украине в Волынской области в городе Владимир-Волынский в братской могиле № 5, на городском кладбище.

Долг перед памятью

Помимо фотографий и писем Клавдии с фронта её родственники передали ещё одно – письмо школьного друга Клавы, Коли Есикова, адресованное её матери, Вере Астаховой. Для Николая Есикова Клава была не просто другом, она стала его первой любовью. Молодой человек, узнав о гибели своей подруги, посчитал своим долгом найти её могилу и поставить там памятник (рис. 3).

Рис. 3.

Вот строки из письма: « Долго стоял я около, и в глазах передо мною проносилось то время, когда я с ней вместе учился, учили уроки на дому вместе, проводили свободное время от учёбы и вспомнились даже все мелочи, а её образ так ясно представлялся перед моими потупившимися очами…».

Молодой человек в этом письме просит совета у матери погибшей девушки о том, какую надпись сделать на памятнике, том самом, который он собирается поставить недалеко от братской могилы, где похоронена Клава. Коля Есиков исполнил задуманное и привез маму своей погибшей подруги на могилу, чтобы та могла проститься со своей дочерью. Об этом свидетельствует фото, сделанное на могиле девушки (рис. 4). На могильном камне надпись – «Астахова К.А., 1923-1944. Тамбов – Сампур. Спи спокойно. Ты навечно в сердце матери».

Рис. 4.

Ныне живущие ветераны войны и труда хорошо помнят, какими почитаемыми в нашей стране были имена героев Великой Отечественной войны. На их подвигах и боевых биографиях воспитывались поколения советских людей. Но случилось то, что не должно было случиться. Сегодня мало кто из молодых людей знают имена юных героев и их подвиги. А ведь благодаря таким, как Клава Астахова, сегодняшние мальчики и девочки, вместе с семиклассницей из Нижнекамской школы Эльвирой Шариповой, могут мечтать об осуществлении своих планов на жизнь, живя мирной жизнью 75 лет спустя после Великой Победы. Вот такие Две судьбы одной Родины. Вот такая Связь Времён в год 75-летия со Дня Великой Победы.

Известно, что древняя пословица гласит: Tempora mutantur, et nos mutamur in illis (лат.) -  времена меняются, и мы меняемся с ними.

Однако, на Пискарёвском кладбище в граните высечены слова Ольги Берггольц:

 «Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто».

Ветеран труда, профессор Казанского мед. университета Л.А. Козлов

Материалы по теме "75-ая годовщина Великой Победы!" >>>

 
 
 
 
 
 
     
     
 
 
Copyright © 2011-2022 Лига выпускников
Тел.: +7 965 629 6455
Казанский Государственный Медицинский Университет
Создание сайта Вебцентр
  Top.Mail.Ru