Гимн Лиги выпускников


Все мы дети одной альма матер,
Из единого корня растем.
Каждый горд, что в Казани когда-то
Получил свой врачебный диплом.
Весь текст
 
 
 
 
некоммерческое партнерство
Лига выпускников
казанского государственного
медицинского университета
г. Казань +7 965 629 6455
     
 
Главная / Медвузы России / Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко

Воронежская государственная медицинская академия имени Бурденко

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко была основана - сначала как факультет Воронежского государственного университета - в 1918 году, в результате эвакуации в Воронеж Юрьевского (Дерптского) университета.

Воронежские «Известия» донесли до нас даже час этого рождения -шесть часов вечера (по новому времени).

Однако источники зарождения старейшего медицинского вуза России уходят в далекое прошлое, а именно - 12 апреля 1801 года, когда указом царя Александра I был учрежден Дерптский (позже Юрьевский, затем Тартуский) университет с четырьмя факультетами: юридическим, богословским, философским и медицинским.

На медицинском факультете среди преподавательского состава было всего три профессора: Д.Г. Балк, М.Э. Стикс и Э.Г. Арцт. Первым деканом факультета был назначен профессор М.Э. Стикс.

В 1832 году после окончания Дерптского «профессорского института» были удостоены степени доктора медицины великие русские врачи Николай Иванович Пирогов, Федор Иванович Иноземцев, Алексей Матвеевич Филомафитский, Григорий Иванович Сокольский и другие, впоследствии ставшие знаменитыми учеными нашей страны.

Н.И. Пирогов

Николай Иванович Пирогов был первым русским профессором медицинского факультета Дерптского университета.

Впоследствии в нем учились, а затем преподавали многие выдающиеся ученые, в их числе будущий первый президент Академии медицинских наук СССР, академик Н.Н. Бурденко, чье имя носит вуз, основатель учения о витаминах Н.И. Лунин, хирург Э. Бергман, физиолог Ф.В. Овсянников, писатель-врач В.В. Вересаев и многие другие.

23 февраля 1918 года, нарушив перемирие между Советской Россией и Германией, немецкие войска заняли город Юрьев.

7 марта 1918 года Юрьевский университет закрылся. Возник вопрос о его переводе в один из городов России.

Н.Н. Бурденко

К этому времени интеллигенция Воронежа уже много лет ходатайствовала перед правительством об открытии в городе высшего учебного заведения.

8 июня 1918 года постановлением Совета народных комиссаров РСФСР окончательно решился вопрос о переводе университета из Юрьева в Воронеж.

Большую роль в этом сыграл также крупный ученый, магистр истории, профессор Василий Эдуардович Регель, с 1913 года возглавлявший кафедру истории.

Он был единогласно избран ученым советом на пост первого ректора ВГУ и работал в этой должности до сентября 1924 года.

В трудные годы после Первой мировой и Гражданской войн медицинский факультет Воронежского университета готовил врачей, боролся с эпидемиями, совершенствовал учебную деятельность, вел научную работу.

Уже в тот период формировались основы научных и педагогических школ хирургов (Н.Н. Бурденко, А.Г. Русанов), терапевтов (П.И. Философов, Г.И. Коппель), педиатров (Н.И. Красногорский), акушеров-гинекологов (С.Д. Михнов), фармакологов (Д.М. Лавров), морфологов (И.В. Георгиевский, В.А. Афанасьев) и других.

По инициативе профессора Н.Н. Бурденко были организованы краткосрочные курсы медицинских сестер в помощь госпиталям, которые в последующем явились основой рабфака, давшего возможность готовиться к поступлению в университет. Деканом рабфака назначен А. Князев.

В 1930 году медицинский факультет ВГУ преобразован в самостоятельный медицинский институт. Первым директором Воронежского медицинского института назначен И.Г. Григорьев.

С 1937 по 1943 год его возглавлял Е.Н. Ковалев, в последующие годы- Л.М. Эйдлин (1944-1945), Д.А. Бирюков (1945-1949), В.П. Радушкевич (1950-1954), Н.И. Одноралов (1955-1963), И.П. Фурменко (1963-1983), А.С. Фаустов (1984-1999). С 2000 года ректором является профессор И.Э. Есауленко.

За периоде 1930 по 1941 год Воронежский медицинский институт превратился в один из крупных вузов страны. Он имел три факультета: лечебный, педиатрический и санитарно-гигиенический, более 40 кафедр, около 2500 студентов и 200 преподавателей, из них 26 профессоров.

В июне 1941 года мирная жизнь страны была нарушена вероломным нападением Германии. Началась Великая Отечественная война. В этот тяжелый период Воронежский медицинский институт развернул большую работу по подготовке врачей для Советской армии и гражданского населения.

В первые дни войны сотни студентов-медиков и 156 профессоров и преподавателей ушли на фронт. Среди них ассистент В.И. Завражнов, доцент М.В. Земсков, студенты И.Д. Боенко, В.П. Розин, Н.П. Беляев, О.А. Васильева, Н.П. Ланецкий, К.Б. Беляев.

В медсанбатах, госпиталях, санитарных поездах, дивизиях, в лечебных учреждениях оборонных объектов они честно выполняли свой врачебный и патриотический долг перед Родиной. Многие сотрудники и студенты института принимали непосредственное участие в боевых действиях.

Среди них Федор Ионович Пашанин. Будучи врачом медсанбата, он храбро сражался в рядах бойцов. Погиб 17 ноября 1941 года. Незабываем подвиг Александры Герасимовны Петуниной, которая 18 марта 1943 года сопровождала группу раненых бойцов, встретивших на пути прорвавшуюся танковую колонну фашистов.

Спрятав в лесу раненых, она одна вышла навстречу танкам и была расстреляна. Раненые спаслись, а на месте гибели Петуниной ее однополчане установили впоследствии памятную доску: «Внимание!

Здесь, на украинской земле, 18 марта 1943 года смертью героя погибла одна из лучших дочерей русского народа военврач Александра Петунина. Вечная память героине!».

В послевоенные годы Воронежский государственный медицинский институт «залечивал раны», восстанавливал материально-техническую базу, учебный и научный потенциал.

В 1947 году вуз имел лишь два факультета: лечебный и педиатрический. За первую послевоенную пятилетку благодаря трудовому подвигу сотрудников и студентов значительно улучшились условия работы института.

В эти годы за счет сдач и в эксплуатацию основной части разрушенного здания анатомикума учебная площадь увеличилась более чем на 3000 кв.м.

Заново были оборудованы спортивный зал, две аудитории. Было восстановлено студенческое общежитие на 300 мест. Восстанавливались и строились заново клинические базы института, разрушенные во время войны: областная клиническая и 7-я детская инфекционная больницы, 1-й и 4-й родильные дома, онкологический диспансер и многие другие.

В это время многие кафедры получили новое оборудование для учебной и научной работы. Только в 1947-48 учебном году на него было израсходовано более 90 000 рублей. Постепенно институт входил в число ведущих медицинских вузов страны.

В 1977 году Воронежскому государственному медицинскому институту было присвоено имя выдающегося нейрохирурга, первого президента Академии медицинских наук СССР, генерал-полковника медицинской службы, академика Николая Ниловича Бурденко.

Несмотря на трудности конца 1980-х и начала 1990-х годов, вуз и в этот период продолжал расти и развиваться. В 1994 году приказами Министерства здравоохранения и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию Воронежскому медицинскому институту был присвоен статус академии.

К этому времени Воронежский государственный медицинский институт имени Н.Н. Бурденко стал одним из крупнейших научно-педагогических и лечебно-диагностических центров России.

В XXI век Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко вошла как мощный учебный, научный, лечебный и производственный комплекс, в котором проходят подготовку более 10 000 студентов, курсантов и врачей.

В структуре академии пять факультетов, три учебно-образовательных института, шесть научно-исследовательских институтов, работающих в рамках хорошо известных и последовательно развивающихся научных школ, Центральная научно-исследовательская лаборатория, две собственные клиники (стоматологическая и детская), спортивный комплекс с плавательным бассейном, Региональная научно-медицинская библиотека, имеющая фонд свыше 700 000 томов, музейный комплекс, пять студенческих общежитий, ботанический сад.

Гордостью академии являются ее преподаватели. Именно они закладывают прочный фундамент профессионального мастерства будущих специалистов. В вузе преподают, оказывают лечебно-консультативную помощь свыше 800 преподавателей.

Среди них пять академиков РАН и РАМН, шесть заслуженных работников высшей школы Российской Федерации, 12 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 29 заслуженных врачей Российской Федерации, два заслуженных изобретателя Российской Федерации, два лауреата премии Совета министров СССР, 146 докторов медицинских паук и профессоров, более 600 кандидатов медицинских наук и доцентов.

В числе значимых достижений коллектива академии восемь научных открытии (из них семь - с 2000 года).

Студенческая научная конференция в соответствии с общепринятыми системными тенденциями высшего медицинского образования, современная концепция развития которого предусматривает значительное увеличение практической составляющей в образовательном процессе, в академии реализуется комплексная программа обеспечения педагогического процесса современным фантомным оборудованием.

В рамках данной программы в академии открыт Центр практической подготовки специалистов, пропускная способность которого составляет более 3000 обучающихся в год.

В центре размещены четыре специализированных зала: педиатрический, хирургический, акушерско-гинекологический и общего ухода. Парк тренажеров состоит из 75 единиц техники, включая высокотехнологичные муляжи, имитирующие сложные биологические процессы.

В стадии подготовки к открытию находятся учебная аптека и музей фармации, в которых студенты фармацевтического факультета смогут на практике отработать полученные знания.

Важнейшей задачей коллектива академии было и остается совершенствование и развитие образовательных, научных, воспитательных и нравственных традиций, заложенных подвижниками науки, сохранение в вузе духа творчества, интеллигентности, абсолютной преданности интересам медицинской профессии.

Именно поэтому воспитательной работе в вузе отводится доминирующая роль.В тесном содружестве работают координационный совет по воспитательной работе, совет студенческого самоуправления, успешно функционируют общественные, творческие и спортивные организации.

Совместно с Воронежской духовной семинарией организованы факультативный курс «Основы православной культуры» и студенческий православный клуб «Лекарь», работа которого направлена на развитие и закрепление в сознании студентов общечеловеческих ценностей - духовности, морали и нравственности. При академии открыт домовый храм апостола и евангелиста Луки.

За свою более чем 90-летнюю историю академия подготовила свыше 50 000 специалистов не только для России, но и для стран ближнего и дальнего зарубежья.

Среди воспитанников вуза лауреаты Государственных премий СССР и Российской Федерации, академики и члены-корреспонденты РАН, РАМН, РАСХН, ученые с мировым именем, известные клиницисты, организаторы здравоохранения: иммунолог Р.В. Петров, эндокринолог И.И. Ледов, гинеколог В.П. Козаченко, хирург-aнгиолог А.В. Покровский, фтизиатр А.А. Приймак, иммунолог В.М. Земсков, член Международной ассоциации астронавтов В.В. Антипов и многие другие.

Ставные страницы истории ВГМА имени Н.Н. Бурденко подробно отражены в постоянно обновляющихся экспозициях музейного комплекса, включающего музеи истории академии, истории здравоохранения Воронежской области, космической медицины, истории фармации, лекарственных растений, редкой книги.

Биологический и анатомический музеи академии располагают комплексом экспонатов, постоянно использующихся в образовательном процессе.

Обширную международную деятельность академия ведет в рамках собственного Международного института медицинского образования и сотрудничества, которым подготовлено более 700 специалистов из 36 стран мира: Великобритании, Китая, Германии, Индии, Израиля, Греции, Кении, Турции и других.

Вуз имеет прямые договоры о сотрудничестве с ведущими учебными и медицинскими центрами Европы, Африки, США, Китая, арабских государств.

Работа в рамках заключенных договоров позволяет ученым и студентам академии проходить стажировки за рубежом, повышать свой профессиональный уровень, участвовать в различных международных программах на соискание грантов и стипендий.

В 2006 году за значительный вклад в развитие отечественной медицины и здравоохранения Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко награждена орденом М.В. Ломоносова.

Одним из приоритетных направлений деятельности академии является последипломное образование врачей первичною звена здравоохранения, которое осуществляет Институт последипломного медицинского образования (ИНМО) ВГМА имени Н.Н. Бурденко.

В течение последних трех лет значительно увеличился объем подготовки участковых терапевтов, участковых педиатров и семейных докторов, обучение которых осуществляется не только на базе ВГМА, но и в крупных районных больницах с использованием дистанционных форм обучения, телемедицинских технологий.

Выделение последипломной подготовки медицинских кадров, как одного из наиболее значимых компонентов национального проекта «Здоровье», не только позволило увеличить количество обучающихся поликлинических врачей, но и улучшить качество проведения циклов, разработать новые учебные программы, внедрить новые педагогические методики.

Ежегодно ИПМО издаются десятки методических пособий, создаются электронные базы данных по актуальным вопросам медицины. Реализация национального проекта позволила значительно улучшить материально-техническую составляющую педагогического процесса.

В результате все кафедры укомплектованы новейшим мультимедийным демонстрационным оборудованием, компьютерной техникой, широко использующейся в образовательном процессе.

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко в Центрально-Черноземном регионе России по праву считается вузом социальной ответственности. Подтверждением этих слов служит колоссальный объем социально-значимом общественной работы, выполняемой сотрудниками и студентами академии.

Центральная медицинская аудитория

С 2003 года ВГМА имени Н.Н. Бурденко реализует комплексную региональную программу «Здоровье в каждую семью». Бригады ведущих специалистов академии-профессоров и доцентов безвозмездно выезжают в районные центры и отдаленные поселения.

Во время таких выездов специалисты проводят консультативные приемы больных в районных и сельских больницах, амбулаториях, отбирают больных для лечения в условиях клинических лечебных учреждений города Воронежа, оптимизируют схемы лечения больных в районных ЛПУ, проводят семинары с медицинскими работниками, читают лекции для населения, посвященные актуальным вопросам профилактики различных заболеваний и популяризации здорового образа жизни.

Летом 2008 года в ВГМА имени Н.Н. Бурденко создан попечительский совет. Целью создания совета стато усиление роли академии в социально-экономическом и культурном развитии Центрально-Черноземного региона, консолидация деятельности сотрудников академии, повышение качества подготовки специалистов высшего и среднего звена, обобщение и распространение положительного опыта по организации учебного процесса, научной работы, распространение передовых педагогических технологий, совершенствование системы непрерывного образования.

В состав попечительского совета входят видные деятели политики, искусства, бизнеса, журналистики. Деятельность совета направлена на решение проблем высшего медицинского образования в Центрально-Черноземном регионе.

В сфере интересов совета вопросы совместного участия членов попечительского совета и профессорско-преподавательского состава ВГМА имени Н.Н. Бурденко в подготовке высококвалифицированных медицинских кадров, учреждение и присуждение студентам и преподавателям ВГМА имени Н.Н. Бурденко именных стипендий и т.п.

Происходящие в настоящее время процессы реформирования образования и здравоохранения нашли свое применение в работе Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко.

В вузе успешно идет организационная работа по совершенствованию образовательной деятельности с учетом вхождения российского образования в Европейское образовательное пространство на основе Болонского соглашения.

Внесены необходимые изменения в планирование, учет и контроль учебной работы с применением международных зачетных единиц, выделены новые оценочные принципы качества знаний студентов на основе модульно-рейтинговой системы преподавания.

Активно идут разработка и внедрение в образовательный процесс современных образовательных и лечебно-диагностических технологий, научных исследований.

Это позволяет уже сегодня обеспечивать квалифицированными медицинскими и фармацевтическими кадрами территории, с которыми академия работает на договорной основе через государственный заказ.

А это - 11 областей Центрального Черноземья, Чеченская республика, Чукотка и Калининград.

Академия располагает всеми необходимыми условиями для того, чтобы профессорско-преподавательский состав и студенты постоянно пополняли и совершенствовали свои знания, способствовали прогрессу медицинской науки и практики, были горячими патриотами Отчизны, крепили и преумножали славные традиции Alma mater.

Ректор ВГМА имени Н.Н.Бурденко Есауленко Игорь Эдуардович

 
 
 
 
 
 
     
     
 
 
Copyright © 2011 Лига выпускников
Тел.: +7 965 629 6455
Казанский Государственный Медицинский Университет
Создание сайта Вебцентр