Гимн Лиги выпускников


Все мы дети одной альма матер,
Из единого корня растем.
Каждый горд, что в Казани когда-то
Получил свой врачебный диплом.
Весь текст
 
 
 
 
некоммерческое партнерство
Лига выпускников
казанского государственного
медицинского университета
г. Казань +7 965 629 6455
     
 

Становление Казанского государсвенного медицинского университета

29 апреля 1994 г. приказом № 355 Государственного комитета Российской Федерации по высшему и среднему образованию Казанский государственный ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени СВ. Курашова получил статус университета и наименование Казанский государственный медицинский университет.

Конечно, этому предшествовала большая работа на кафедрах, факультетах, в вузе в целом. Нужно было достойно представить относительно новые факультеты социальной работы и фармацевтический, довузовское и последипломное образование. При подаче документов в Государственный комитет по высшему профессиональному образованию Российской Федерации ректору дали понять, что претендовать на университетский статус будет сложно, через полмесяца вызвали на коллегию. Ректор в коротком сообщении дал характеристику вуза, было задано один-два вопроса. Затем председатель коллегии и Госкомитета В. Г. Кинелев предложил «влить» наши факультеты в состав Казанского государственного университета, поскольку там есть общие по предмету преподавания кафедры: химии, физики, иностранных языков, биологии и многие другие.

Пришлось пояснять, что каждая из подобных кафедр в медицинском вузе имеет свою специфику, связанную с будущей профессиональной деятельностью. Кроме того, и это главное, необходимо иметь более 30 клинических кафедр. Этот аргумент был признан существенным. В поддержку нашего вуза выступил один из самых авторитетных членов коллегии, заместитель председателя Госкомитета профессор В. М. Жураковский. В конечном итоге коллегия приняла положительное решение и утвердила Казанский медицинский в статусе университета.

В последующие 12 лет название вуза претерпевало изменения в связи с передачей Правительством России учредительских полномочий Министерству здравоохранения и медицинской промышленности, затем Министерству здравоохранения РФ, наконец, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию. Эти изменения имели юридическое значение и в какой-то степени были приметой времени, но все же ничего по существу не меняли. И преподаватели, и студенты, а потом и выпускники постепенно привыкали и, надо сказать, лет через десять все-таки привыкли к новому званию alma mater.

На рубеже XX—XXI вв. россияне получили устойчивый навык быстро приспосабливаться к переменам во всем: в политической системе, ценах, наборе каждодневных проблем, в который стремительно ворвались коммунальные платежи и налоги, облике городов и молодежной моде, языке и программе телевизионных передач, здравоохранении и образовании.

Словосочетание «медицинский университет», уже переставшее резать наше ухо, остается достаточно новым, требующим осмысления и заслуживающим внимания хотя бы потому, что является российским вкладом в «образовательную моду». Это тем более удивительно, что Россия испокон века ориентировалась на Запад, воспроизводила европейскую модель высшего образования. Трудно не согласиться с русским мыслителем XIX в. К. Н. Леонтьевым: «Ни одна держава... не может у себя производить... реформ без сознательного заимствования и невольных подражаний».

Так уж распорядилась история: университеты в Европе существовали тогда, когда на Руси только начала распространяться кириллица. В Сорбонне решались сложнейшие математические задачи, в то время как наши соотечественники постигали в спасских школах азы арифметики. Впрочем, это не помешало уже в XIX в. образовательной системе, получившей название «русские методы обучения», завоевать награды высшего достоинства на международных выставках в Филадельфии (1876) и Париже (1890).

И все же до сих пор, когда мы говорим «наша система образования», по сути, подразумеваем российский вариант реализации модели германского университета с характерным набором дисциплин, двухсеместровой организацией учебного процесса, делением на предклиническую и клиническую половины образовательной программы, фундаментальностью, строгой определенностью, и, как следствие, некоторой ригидностью учебного плана.

Процессы социально-экономических преобразований, которые развернулись в нашей стране в конце XX — начале XIX в. вызвали необходимость изучения опыта США, где эволюция высшей школы проходила одновременно и, главное, под воздействием бурного развития экономики и становления государственности, построенной на принципах демократического федерализма — то, что для нас особенно актуально. Именно в Соединенных Штатах Америки начали образовываться технические университеты. Это происходило либо путем слияния разнохарактерных вузов или объединением технологических институтов и технических колледжей. Примером последнего может служить знаменитый Массачусетсский технологический университет.

В России с начала 90-х гг. прошлого столетия начинают образовываться сначала технические, а затем и специализированные, профильные университеты: педагогические, экономические, сельскохозяйственные, медицинские, артиллерийские. Это наша специфика. «Мы, россияне,— наследники целого мира. Мы возьмем как свое все, что составляет исключительную сторону жизни каждого европейского народа и возьмем ее не как исключительную сторону, а как элемент для понимания нашей жизни» (В. Г. Белинский).

В последнем десятилетии XX в. было принято два федеральных закона— «Об образовании» (1996) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Они регламентировали наличие трех видов высших учебных заведений в России: института, академии и университета. Любой вуз имеет право в заявительном порядке претендовать на утверждение федеральным органом управления образованием любого из этих видов. Отличия между ними заключаются в спектре образовательных программ, широте и уровне научных исследований, подготовке кадров высшей квалификации. Если обратиться к словарю В. И. Даля: «Университет — высшая школа, учебное заведение 1-й степени по всем отраслям науки».

К 2005 г. 18 из 47 государственных медицинских и фармацевтических вузов страны стали университетами. В российском исполнении не было слияний и объединений, были изменения статуса и переименования.

оличество факультетов в медицинских университетах страны колеблется от 3 до 9. Критерий «по всем отраслям науки» остается трудно преодолимым барьером, хотя к традиционному набору: «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело», «стоматология», «фармация», «сестринское дело» —прибавляются вновь вводимые: «социальная работа», «экономика», «юриспруденция» и даже «филология».

И все же университет — это не просто многопрофильное высшее учебное заведение. Это прежде всего учебно-, научно-воспитательный комплекс, в котором все его составляющие неразделимы. На основании фундаментальных и прикладных научных исследований развивается учебный процесс, создается творческая обстановка, в которой воспитываются будущие специалисты,    без    профессионального    и культурного роста которых, в свою очередь, невозможен научный прогресс. Для такой организации вузовской жизни нужны соответствующая образовательная структура, материальная база, традиции, академический гуманитарный дух и, конечно, преподавательские кадры. Именно под знаком обустройства такого университета прошел новейший период истории казанской медицинской школы.

В середине 1990-х гг. страна переживала наиболее трудные годы перехода к рыночной экономике и новым социальным устоям. Сотрудники университета по несколько месяцев не получали заработную плату, уровень ее у профессоров и преподавателей позволял лишь сводить концы с концами. Престиж научной работы, преподавательского труда, медицинского, да и вообще высшего, образования стремительно падал. Десятки опытных преподавателей покинули вуз. С 1994 по 1997 г. из университета уволилось 147 представителей профессорско-преподавательского состава, из которых лишь 14 — пенсионного возраста.

Талантливая, перспективная молодежь уходила на более высокооплачиваемую работу, в том числе вне сферы здравоохранения. Конкурса при поступлении в клиническую ординатуру, аспирантуру практически не было. Так, в 1995 г. из 19 претендентов в аспирантуру было зачислено 15; в 1996 г. — 13 из 13; в 1997 г. — 22 из 27 человек. Та же картина наблюдалась при поступлении в ординатуру: в 1995 г. — из 90 соискателей зачислены 80; в 1996 г.— из 78 — 73; в 1997 г. — из 90 — 74. На традиционном отчетном заседании ученого совета вуза в августе 1996 г. в преддверии нового учебного года ректор выдвинул лозунг: «Выживать развиваясь». Именно это и стало основной идеей «молодого» университета до середины первого десятилетия XXI века.

 
 
 
 
 
 
     
     
 
 
Copyright © 2011 Лига выпускников
Тел.: +7 965 629 6455
Казанский Государственный Медицинский Университет
Создание сайта Вебцентр