Гимн Лиги выпускников


Все мы дети одной альма матер,
Из единого корня растем.
Каждый горд, что в Казани когда-то
Получил свой врачебный диплом.
Весь текст
 
 
 
 
некоммерческое партнерство
Лига выпускников
казанского государственного
медицинского университета
г. Казань +7 965 629 6455
     
 
Главная / Медвузы России / Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (СПбГПМА) - первый в мире и единственный в России специализированный вуз для подготовки детских врачей.

Академия имеет богатую историю, славится своими традициями, знаменита научными школами.

Осознание особой социальной значимости охраны здоровья женщин и детей в 20-е годы прошлого столетия послужило поводом для организации специальных институтов охраны материнства и младенчества, призванных готовить кадры, изучать причины детской и материнской заболеваемости и смертности, разрабатывать научные основы организации лечебно-профилактической помощи женщинам и детям.

Одним из первых был Ленинградский научно-практический институт охраны материнства и младенчества, образованный 7 января 1925 года на базе городской больницы на Выборгской стороне, построенной еще в 1905 году.

Это была самая крупная в городе Санкт-Петербурге детская больница (400 койко-мест), названная «В память Священного коронования Их Императорских Величеств», которая, в отличие от других лечебных учреждений, финансировалась Городской думой. 25 мая 2005 года вуз принимал участие в торжествах, посвященных 100-летнему юбилею этой клинической больницы.

Первым ректором института был В.О. Мочан. Для становления и развития вуза большую роль сыграла талантливый организатор Юлия Ароновна Менделеева (ректор с апреля 1925 по 1949 г.). Под ее руководством в короткий срок вуз превратился в крупное научное и педагогическое учреждение, не имеющее аналогов ни в России, ни в мире.

В послевоенные годы институтом руководили: профессор П.Т. Шутова (1950-1960), доцент Е.П. Семенова (1960-1965), профессора ГА. Кайсарьяиц (1965-1975), ГА. Тимофеева (1975-1984), В.П. Алферов (1984-1991), М.В. Неженцев (1991-1999), В.И. Гузева (1999).

С 1999 года вуз возглавляет доктор медицинских наук, профессор В. В. Леванович.

С 1925 по 1928 год в вузе открылись 11 физиологических отделений на 500 коек и начали функционировать три клиники для больных детей.

В этот период главная задача института заключалась в организации клинической практики, выполнении ряда научных работ, подготовке врачей по педиатрии.

В институте начинают работать в последующем действительные члены АМН СССР М.С. Маслов, А.Ф. Тур, К.К. Скробанский; профессора P.P. Вреден, М.Г. Данилевич, П.С. Медовиков, Л.И. Эрлих, С.А. Рейнберг и другие крупные отечественные ученые.

В 1928 году вуз преобразован в Научно-исследовательски й институт охраны материнства и младенчества (1928-1932).

Основное внимание в его деятельности уделялось комплексному изучению здоровья детей, закономерностям морфологического, функционального и психологического развития каждого ребенка в зависимости от факторов социального и биологического характера.

В институте впервые были разработаны формы и методы работы лечебно-профилактических учреждений для женщин и детей, и этот опыт распространился на всю страну.

В вузе открылись первые кафедры: детских болезней, социальной гигиены женщин и детей, гигиены и диететики детей раннего возраста, туберкулеза, рентгенологии, детских инфекционных заболеваний, началась подготовка научных кадров в аспирантуре.

В 1932 году институт становится высшим учебным заведением с дневным и вечерним отделениями и получает название «Больница-Медвуз». В феврале 1935 года «Больница-Медвуз» реорганизуется в Ленинградский педиатрический медицинский институт (ЛПМИ). В 1936 году состоялся первый выпуск 51 врача-педиатра.

В период Великой Отечественной войны вуз не прекращал своей учебной, научной и практической деятельности, а для фашистской Германии он значился как «объект 708» - специальная мишень, подлежащая уничтожению.

Буквально в первые дни начавшихся военных действий на базе института были развернуты госпитали для стольных и раненых бойцов, а также для гражданского населения. Многие преподаватели и студенты испытали все тяготы блокадных лет.

В Ленинграде остались и продолжали работать Ю.А. Менделеева, А.Ф. Тур, К.К. Скробанский, А.Б. Воловик, А.Н. Антонов и другие. В исключительно трудных условиях, связанных с блокадой города, институт осуществил семь выпусков и подготовил 947 врачей.

В 1992 году вуз стал называться Санкт-Петербургским государственным педиатрическим медицинским институтом, в 1994 году - Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академией, а с 2005 года - Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академией (СПбГПМА).

Уже в 1965 году вуз признан Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и включен во Всемирный перечень медицинских школ.

Выпускники академии получают всеобъемлющее медицинское образование для работы в качестве врачей общего профиля и в области экспериментальной медицины, врачей-специалистов, в том числе педиатров.

Около 60% выпускников работают по различным направлениям педиатрии, остальные - во «взрослой» медицине, а также занимаются экспериментальными исследованиями и другими неклиническими видами медицинской деятельности.

Многие детские врачи бывшего СССР - выпускники СПбГПМА (ЛПМИ). За время своего существования академия подготовила более 30 000 детских врачей, из них - свыше 2000 врачей для стран дальнего зарубежья, более 200 докторов наук и более 2000 кандидатов наук.

В вузе сформировались и продолжают успешно развиваться научные школы М.С. Маслова, А.Ф. Тура, А.Б. Воловика, П.С. Медовикова, М.Г. Данилевича, Г.А.Баирова, И.М. Воронцова, А.В. Папаяна, А.В. Цинзерлинга, Н.Г. Веселова, являющиеся гордостью отечественной педиатрической науки.

Основные направления их научной деятельности изучение особенностей детского и подросткового организма в норме и патологии, клинико-социальные аспекты формирования здоровья детей.

В вузе открыты первые в России кафедры детской гинекологии и социальной педиатрии.

Ученые академии внесли большой вклад в развитие фундаментальных и клинических дисциплин. Значительны научные и практические достижения профессора Е.С. Лондона в области патологической физиологии, профессоров Ф.П. Валькера, Д.Д. Лохова, А.К. Кнорре - в морфологии, профессора В.М. Бермана - в микробиологии, профессора Е.Ф. Давиденковой - в сфере генетики, профессора В.А. Вальдмана - в терапии, профессоров Н.М. Еланского, P.P. Вредена, А.А. Русанова. Ф.Х. Кутушева -в хирургии, профессора С.С. Мнухина -в психиатрии детского возраста, профессоров К.К. Скробанского, А.П. Петченко, Н.В. Кобозевой - в акушерстве и гинекологии, профессоров М.С. Маслова, А.Ф. Тура, Ю.А. Котикова, Л.П. Чулицкой, Н.М. Воронцова - в педиатрии.

Результаты научных исследований ученых СПбГПМА получили признание не только в России, но и за рубежом. Кафедры педиатрии возглавляют известные в стране профессора: В.Т. Часнык, Л.В. Эрман, Г.А. Новик, Е.М. Булатова.

Большинство заведующих клиническими кафедрами и профессора кафедр являются главными специалистами лечебных учреждений города Санкт-Петербурга. Это профессора Л..В. Эрман, Т.К. Пемилова, В.Н. Тимченко, И.А. Горланов, Е.М.Булатова, П.Б. Осипов, Ю.А. Гуркин, В.Г. Мазур, которые ведут важную общественную работу, направленную на организацию специализированной помощи детскому населению и его оздоровление не только в Санкт-Петербурге, но и в России в целом.

В Научно-исследовательском центре (НИЦ) академии функционируют оснащенные современным оборудованием генетическая, иммунологическая, вертебрологическая лаборатории, институт «Экология, здоровье и безопасность жизнедеятельности человека», осуществляющие фундаментальные исследования в соответствующих направлениях медицины.

В основном комплексе строений академии - 20 учебных, клинических и административных зданий площадью более 60 000 кв.м. Крупнейшая в России городская детская клиническая больница используется в качестве основной клинической базы на занятиях по педиатрическим дисциплинам.

Библиотека вуза насчитывает 700 000 томов и располагает читальными залами. Обучение ведется на русском и английском языках. В процессе обучения в академии используются передовые методы и технологии, практикуется междисциплинарный интегральный подход к изучению фундаментальных дисциплин и взаимопроникновение теоретических и клинических предметов.

Уже на первых курсах студенты имеют доступ к пациентам, осваивают классические приемы манипулирования реальными объектами - образцами тканей для гистологических исследований, трупами для препарирования и отработки хирургических навыков в курсе нормальной анатомии и оперативной хирургии, лабораторными животными для экспериментов на курсах патологической физиологии, фармакологии.

На четвертом и пятом курсах студенты изучают типичные случаи заболеваний в рамках факультетских курсов внутренних болезней, хирургии и педиатрии с упором на этиологию, патогенез и диагностику.

В структуре академии пять факультетов: педиатрический (с 1935 года), лечебный (с 1994 года), стоматологический (с 2005 года), клинической психологии (с 2000 года), послевузовского образования.

На лечебном факультете в 2009 году открыты две новые специальности по профессиональным образовательным программам «Медицинская биофизика», «Сестринское дело».

На факультете послевузовского образования осуществляется подготовка интернов, ординаторов, повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю вуза и профессиональная переподготовка руководящих работников и специалистов по программам дополнительного образования. В вузе 60 кафедр, аспирантура и докторантура.

Учебный процесс обеспечивают более 600 преподавателей, из них - один член-корреспондент РАМН, 120 докторов наук и профессоров, около 400 кандидатов наук и доцентов, 45 - действительные члены общественных российских и зарубежных академий наук.

Пятеро преподавателей вуза - лауреаты Государственных премий, десять сотрудников - заслуженные врачи Российской Федерации, пятеро удостоены почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», восемь человек имеют почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Операционная

Процесс подготовки специалистов построен в академии с учетом обязательного закрепления теоретических знаний на практике.

В вузе работает крупнейшая в городе детская клиника с консультативно-диагностическим центром, кафедры располагаются в медицинских учреждениях различного профиля - детских и взрослых стационарах, родильных домах, поликлиниках, санаториях, профилакториях.

Одна из важных составляющих учебного процесса - студенческое научное общество (СНО), членами которого являются около 40% обучающихся.

Студенты вуза ежегодно участвуют в работе научных конференций по различным направлениям современной медицины, выступают с докладами и в России, и за рубежом.

Многие участники отмечены специальными наградами: более 40 студентов академии получили дипломы I, II степени, а члены СНО хирургического направления завоевали золотую медаль среди профильных студенческих научных обществ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Академия ежегодно проводит конференцию «Студенческая наука» с опубликованием тезисов выступлений участников.

На протяжении многих десятилетий академия является международным центром высшего медицинского образования. За последние полвека несколько тысяч иностранных студентов из 70 стран четырех континентов окончили СПбГПМА, а в настоящее время в составе трехтысячного контингента обучающихся в академии - студенты из болеечем 50 стран.

Ежегодно в аспирантуре и докторантуре, где открыты две специальности, обучаются около 150 врачей.

Ежегодный прием в академию составляет 500-550 студентов, из них на бюджетной основе - более 400 человек. На протяжении последних лет конкурс при поступлении в вуз достаточно высок: от 3 до 24 (по отдельнымспециальностям!) человек на одно место.

Более 30% студентов принимаются в вуз на условиях целевого контракта. Академия готовит врачей для 12 регионов России согласно целевым контрактам о подготовке специалистов, необходимых для региональных организаций здравоохранения и различных профильных учреждений.

В вузе имеются все необходимые условия для развития социальной инфраструктуры, для проведения культурно-массовых и оздоровительных мероприятий со студентами.

В академии функционирует факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки, на котором действуют различные курсы повышения квалификации, организованы циклы по профессиональной переподготовке, обучаются интерны по 35 специальностям и клинические ординаторы по 40 специальностям.

На факультете последипломного образования ежегодно обучаются около 4500 врачей и специалистов из города Санкт-Петербурга (30—40%) и Северо-Западного региона России (40-45%).

Основные направления научных исследований академии сосредоточены на наиболее актуальных вопросах современной медицинской пауки и практического здравоохранения.

Это - возрастные особенности развития детского организма в норме и патологии; генетические, медико-социальные и экологические факторы здоровья матери и ребенка; хирургическое лечение врожденных, доброкачественных, злокачественных опухолевых заболеваний, травматических повреждений у детей, подростков и взрослых; морфогенез человека; изучение молекулярно-генетических основ предрасположенности к заболеваниям сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, являющейся причиной инвалидности, высокой смертности; профилактика и лечение гипертонической болезни, атеросклероза и ишемнческой болезни сердца; особенности функции иммунного надзора в развивающемся организме, роль ишемии-реперфузии в патогенезе аутоиммунных расстройств и процессов репарации.

По всем комплексным проблемам научные исследования ведутся в объеме полного цикла - от фундаментальных до прикладных.

Разрабатываемые основные направления научной деятельности полностью соответствуют профилю медицинской подготовки в академии. Только в период с 2007 по 2009 год на базе СПбГПМА или при ее участии проведено 17 научных и научно-практических конференций.

Сотрудники вуза выступали с докладами более чем на 40 международных конференциях, опубликовали более 2000 статей в различных научных журналах в России и за рубежом.

В 2005-2009 годы издано 15 учебников и более 60 учебных пособий (с грифами Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию), авторами которых являются преподаватели вуза.

Сотрудники кафедр академии разработали и издали более 200 учебно-методических пособий и справочников. Всего опубликовано более 4000 работ, из них - 90 монографий, более 500 статей в центральной печати и в зарубежных изданиях.

Специалистам и обучающимся хорошо известны учебники, учебные пособия, руководства и справочники ведущих ученых академии. Это «Неотложная хирургия новорожденных» Г.А. Баирова, «Педиатрическая фармакология» И.В. Марковой и В.И. Калиничевой, «Семиотика детских болезней» М.Г Зернова и О.Ф. Тарасова, «Краткий очерк эмбриологии человека» и «Вегетативная нервная система» А.Г Кнорре, «Лечение хронических бронхо-легочных заболеваний у детей» М.Г. Чухловиной, «Эпилепсия и неэпилептические пароксизмальные состояния у детей» В.И. Гузевой, «Основы фармакотерапии детей и взрослых: руководство для варчей», «Современные лекарственные средства» И.Б. Михайлова, «Общая и медицинская эмбриология» Э.И. Вальковича, «Здоровье.

Создание и применение автоматизированных систем для мониторинга и скринирующей диагностики нарушений здоровья» И.М.Воронцова, «Лексика в психопатологии» Б.Е. Микиртумова, «Бронхиальная астма у детей, Медикаментозные и немедикаментозные методы лечения» Г.А. Новика, «Школьная дезадаптация в клинической практике детского невролога» Л.С. Чутко, «Детская и подростковая психиатрия» Б.В. Воронкова, «Введение в неврологию развития» А.Б. Пальчика, «Психология детей и подростков» В.А. Аверина и другие.

Вуз участвует во многих научно-технических программах: федеральной целевой программе «Дети Севера»: региональных целевых программах Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) «Безопасное материнство», «Предотвращение наркозависимости подростков», «Предотвращение детской и подростковой преступности, диагностика и лечение психиатрической патологии у детей»; отраслевой программе Министерства здравоохранения и социального развития «Разработка новых медицинских технологий в педиатрии и детской хирургии» - по теме «Клинико-генетические исследования предрасположенности детей, подростков и лиц молодого возраста к развитию сердечно-сосудистых заболеваний»; программе Комитета по здравоохранению Ленинградской области «Дети-инвалиды».

Активна и разнообразна международная деятельность академии. Установлены и упрочены связи с представителями Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, с представителями Национального института здоровья ребенка (США).

Реализуется российско-шведский проект последипломной подготовки - выполнение диссертационных работ на соискание ученой степени кандидата медицинских наук под совместным научным руководством российских и шведских ученых.

Осмотр

Продолжается совместный проект с Каролинским институтом (Швеция) по теме «Влияние постнатального ухода за новорожденными детьми на их рост, развитие и формирование взаимодействия с матерью».

В рамках программы «Партнерство в сфере здравоохранения и социальной помощи», организованной правительством Великобритании, СПбГПМА поддерживает проект «Ранняя диагностика инфекции Helicobacter pylori (HP) как метод профилактики язвенной болезни и рака желудка у детей и социально незащищенного населения Санкт-Петербурга» (кафедра гастроэнтерологии ФПК и ПП).

В совместном научном международном проекте "INCO Copernicus" и проекте «INTAS» изучается молекулярный патогенез злокачественных опухолей у человека.

Ведется работа по созданию электронной базы данных по мутациям в злокачественных опухолях - «Oncolos». Академия участвует в проекте грантовой международной программы с инновационным Нью-Йоркским научным центром.

Вся разносторонняя деятельность академии направлена на подготовку квалифицированных медицинских кадров и сохранение здоровья населения, в особенности - здоровья подрастающего поколения.

В 2004 году независимым общественным советом конкурса «Золотая медаль Европейское качество» СПбГПМА награждена золотой медалью «Европейское качество» в номинации «Сто лучших вузов».

В 2010 году академия отметила свое 85-летие.

Ректор СПбГПМА Леванович Владимир Викторович

 
 
 
 
 
 
     
     
 
 
Copyright © 2011-2022 Лига выпускников
Тел.: +7 965 629 6455
Казанский Государственный Медицинский Университет
Создание сайта Вебцентр
  Top.Mail.Ru