Гимн Лиги выпускников


Все мы дети одной альма матер,
Из единого корня растем.
Каждый горд, что в Казани когда-то
Получил свой врачебный диплом.
Весь текст
 
 
 
 
некоммерческое партнерство
Лига выпускников
казанского государственного
медицинского университета
г. Казань +7 965 629 6455
     
 

Скандовский Никанор Алексеевич

Деятельность Н. А. Скандовского

Когда осенью 1828 г. из Петербурга в Дерптский профессорский институт была отправлена группа выпускников российских университетов для подготовки к профессорскому званию, то вряд ли кто мог подумать, что многие из них станут гордостью русской науки, что имена москвичей Николая Пирогова и Григория Сокольского, харьковчан Алексея Филамофитского и Федора Иноземцева будут вписаны золотыми буквами в историю отечественной медицины. В числе молодых людей, направившихся в Дерпт, был и Никанор Скандовский, которому суждено было стать первым русским профессором терапии в Казанском университете.

Скандовский Никанор Алексеевич

Никанор Алексеевич Скандовский (1798— 1867) родился в семье муромского священника. В 1821 г. поступил на медицинский факультет Казанского университета, который окончил четыре года спустя «со степенью лекаря первого отделения». Учитывая успехи Н. А. Скандовского в учебе, отмечая его трудолюбие и старательность, совет университета рекомендовал направить молодого врача в Петербургскую медико-хирургическую академию. Однако попечитель учебного округа Магницкий воспрепятствовал этому. Лишь через три года Н. А. Скандовский вместе с другими лучшими выпускниками университетов России был командирован в Дерпт. После защиты диссертации молодой ученый выехал из Дерпта за границу, где в течение двух лет работал в терапевтических клиниках Берлина и Вены. С 1835 г. началась его профессорская деятельность в Казанском университете, которая продолжалась до 1863 г. Почетный член Казанского университета (1864 г.).

Н. А. Скандовский оставил интересное научное наследие. Весьма примечательными были его соображения о причинах распространения в Казани тифозных горячек и перемежающихся лихорадок. Три основных момента, по мнению ученого, играли зловещую роль в чрезвычайном поражении населения данными заболеваниями: это географическое положение города, «испорченные» воздух и вода. Ученый показал неприглядную санитарную обстановку в одном из самых крупных губернских центров России. Неблагоприятное окружение — болота, наличие в качестве водоисточника грязного озера Кабан, отсутствие мостовых, расположение в черте города мыловаренных заводов и кожевенных фабрик, перенаселенность — вот те вредные казанские факторы, которые позволили лихорадкам свить в городе прочное гнездо.

Н. А. Скандовский был горячим сторонником профилактических (по его терминологии, «советодательных») начал в медицине. Он неоднократно заявлял: «Если облегчать болезни, а в возможных случаях излечивать их составляет главную цель врача, то предупреждать болезни есть его главнейшая цель». Ученый призывал врачей уделять особое внимание детям, ибо именно в младенчестве закладываются основы физиологического благополучия человека.

Деятельность Н. А. Скандовского отмечалась стремлением распространять среди населения сведения медицинского характера. Он ратовал за то, чтобы «популярная медицина» стала «предметом общенародным». Однако ученый предостерегал, что популяризация медицинских знаний имеет одну важную особенность: немедицинские науки, «удовлетворяя любопытству и расширяя круг наших познаний, хотя имеют свое практическое приложение, но ошибки, сделанные в практике от незнания, своеволия и т. п., не могут иметь таких горестных последствий, какие могут произойти от практического применения популярной медицины». Поэтому врачу надо быть крайне осторожным в рекомендациях, даваемых широкой публике.

Яркий след в истории клиники внутренних болезней Казанского университета оставила педагогическая деятельность Н. А. Скандовского. Не одно поколение медиков, получивших образование в Казани, с благодарностью вспоминало имя талантливого клинициста. «Никанор Алексеевич Скандовский,— писал питомец Казанского университета А. И. Ильинский,— был одним из лучших профессоров тогдашнего времени. Теоретические и практические лекции его были в высшей степени хороши, замечательны и интересны.

Терапевтическая клиника велась им в высшей степени удовлетворительно. Он подробно разбирал замечательные случаи болезней, хорошо знал аускультацию и перкуссию, а равно и другие методы исследования, имел отличный практический опыт ц приносил нам большую пользу как опытный клиницист».
Казанский профессор прежде всего стремился развивать у студентов не шаблонное мышление. Он говорил, что медик должен быть чужд предрассудков, не являться слепым приверженцем одной какой-нибудь теории, иметь «здравый логический смысл, хорошие чувства, наблюдательность, любознательность». Н. А. Скандовский призывал студентов постигать все многообразие проявлений болезни, взаимосвязь болезненных припадков, ибо врач, «хорошо знакомый с семиотикой, не станет подобно эмпирикам, рутинерам, шарлатанам лечить болезнь, зная только наружный ее вид».

Н. А. Скандовский пользовался большой популярностью в Казани как врач-практик. Е. П. Янишевский, выпускник Казанского университета, писал в мемуарах: «Никанор Алексеевич Скандовский был в полном смысле бессребреник: не только людей бедных лечил бесплатно, но и люди достаточные едва могли ему втереть плату за визит, а уж чтобы отказаться или даже замешкать приехать по призыву кого бы то ни было,— Скандовский и помыслить не мог».

 
 
 
 
 
 
     
     
 
 
Copyright © 2011 Лига выпускников
Тел.: +7 965 629 6455
Казанский Государственный Медицинский Университет
Создание сайта Вебцентр