Гимн Лиги выпускников


Все мы дети одной альма матер,
Из единого корня растем.
Каждый горд, что в Казани когда-то
Получил свой врачебный диплом.
Весь текст
 
 
 
 
некоммерческое партнерство
Лига выпускников
казанского государственного
медицинского университета
г. Казань +7 965 629 6455
     
 
Главная / Медвузы России / Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н И Пирогова

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н И Пирогова

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова ведет свою историю с 18 марта 1906 года, когда по ходатайству министра народного просвещения было получено «высочайшее соизволение» императора Николая II на открытие медицинского отделения при Московских высших женских курсах (МВЖК).

В первом параграфе нового устава курсов указывалась цель - «предоставление женщинам высшего научного образования университетского характера» и статус - «являются высшим учебным заведением».

Устав закреплял создание медицинского факультета и чётко обозначал задачи и предметы изучения.

На 1 января 1907 года на медицинском отделении МВЖК обучалось 285 слушательниц. Первый выпуск женщин-врачей (около 200 человек) с выдачей дипломов о высшем медицинском образовании состоялся весной 1912 года.

До революции 1917 года на МВЖК было подготовлено 1060 врачей.

В 1918 году Высшие женские курсы преобразованы во 2-й Московский государственный университет, который стал смешанным учебным заведением в составе историко-филологического, физико-математического и медицинского факультетов.

Университет просуществовал до 8 апреля 1930 года, когда приказом Наркомпроса РСФСР он был разделен на три самостоятельных института, в том числе 2-ой Московский государственный медицинский институт (2-й МГМИ).

Первым факультетом нового института - лечебно-профилактическим - стал реорганизованный медицинский факультет 2-го МГУ.

В том же году, впервые в мировой практике, в связи с кризисной ситуацией, связанной с высоким уровнем млаленческой и материнской смертности, высокими показателями заболеваемости и смертности детей в институте создан факультет охраны материнства, младенчества и детства (и настоящее время - педиатрический факультет).

Вуз быстро расширялся. В 1934 году создан теоретический (общемедицинский) факультет.

В 1938 году произошла реорганизация одной из старейших кафедр института -кафедры общей хирургии, ведущей свою историю с образования Московских высших женских курсов.

Кафедра была разделена на две самостоятельные - общей хирургии лечебного факультета и педиатрического факультета. В конце 1930-х годов открылась новая - военная страница в истории 2-го МГМИ.

В преддверии Второй мировой войны советским правительством проводились широкомасштабные мероприятия по укреплению обороноспособности страны, осуществлялись организационно-штатные изменения в войсках.

В этот период особое внимание уделялось увеличению удельного веса военно-воздушных сил (ВВС) в составе Вооруженных сил, повышению их боеспособности.

ВВС нуждались во врачах, имеющих не только хорошую общемедицинскую подготовку, но и специальную -авиационно-медицинскую.

От них требовалось умение организовать медицинское обеспечение полетов, лечебно-профилактических мероприятий среди летного и инженерно-технического состава, знание основных положений но врачебно-летной экспертизе.

В связи с этим принимается решение об организации военных факультетов в ряде медицинских вузов, в том числе и при 2-м Московском государственном медицинском институте, на который возлагалась ответственная и почетная задача по подготовке врачей для ВВС.

В 1939 году в соответствии с приказом народного комиссара обороны СССР военный факультет 2-го МГМИ комплектуется слушателями 4-го и 5-го курсов - лучшими студентами московских медицинских институтов, имеющими хорошую и отличную успеваемость и годными по состоянию здоровья к военной службе.

В институте для обучения будущих авиационных врачей создаелся необходимая материально-техническая база, сформированы кафедры военно-медицинского профиля.

Начальником военного факультета назначен военврач 1 ранга Я.И. Акодус, который находился в кадрах Красной Армии с 1919 года и имел огромный опыт по организации медицинского обеспечения войск. Опытные военачальники вошли в руководящий, а также профессорско-преподавательский состав факультета.

В числе кафедр факультета военного профиля ведущая роль принадлежала кафедре авиационной медицины, которой руководил военврач 1 ранга профессор В.В. Стрельцов - один из видных ученых в области авиационной физиологии и авиационной медицины.

До 1941 года на военном факультете 2-го МГМИ занимались два курса слушателей по 150 человек. С началом боевых действий состав значительно возрос: до 400-500 человек.

В июле 1940 года военный факультет 2-го МГМИ произвел первый выпуск авиационных врачей, которые были направлены в ВВС. Выпускники военфака 1940 года стали «костяком» медицинской службы авиации.

22 июня 1941 года военный факультет осуществил второй выпуск авиационных врачей. Все они в первые дни войны были направлены в действующую армию и назначены на различные военно-врачебные должности в частях и соединениях ВВС.

В октябре 1941-го Москва была прифронтовым городом и институт эвакуируется в город Омск. Первый выпуск врачей в эвакуации состоялся в марте 1942 года.

В октябре 1943 года институт вернулся в Москву. Военный факультет при 2-м МГМИ 6 лет вел подготовку военно-авиационных врачей и в 1944 году был расформирован.

За это время сделано десять выпусков военных врачей (1500 человек). Выпускники военного факультета достойно сражались на ратных полях, отмечены многочисленными государственными наградами и почетными званиями.

Многие отдали жизнь за победу. Имена героев навсегда вписаны в историю вуза и страны. Это В.И. Мозжечков, А.А. Волков, А.А. Кудинов, С.А. Медведев, К.Г. Рудаков, А.А. Куссе, Л.В. Гинденбург, С.М. Малиновский и десятки других выпускников.

Среди тех, кто вернулся с войны, видные ученые, профессора, заслуженные врачи республики.

С момента своего образования 2-й Московский государственный медицинский институт занимал лидирующие позиции в различных областях медицинской науки и практики, в подготовке специалистов мирового уровня.

В 1957 году в связи с 50-летием со дня основания вузу присвоено имя великого русского хирурга и анатома Н.И. Пирогова. В 1966 году институт награжден орденом Ленина.

Миссия головного учреждения высшего медицинского образования была возложена на 2-й МГМИ в 1973 году Постановлением Совета министров РСФСР «...по вопросам совершенствования высшего медицинского образования, подготовки врачей-специалистов высшей квалификации, преподавателей и научных работников, повышения квалификации научно-педагогических кадров, а также организации комплексных исследований по важнейшим проблемам медицинской науки».

В 1963 году, впервые в истории мировой высшей школы, в связи с развитием в науке таких направлений, как молекулярная биология, молекулярная генетика и биотехнология, в институте был открыт медико-биологический факультет.

Настоящее значение медико-биологического факультета осознается сегодня: он стал центром подготовки научных кадров для ведущих российских и мировых лабораторий.

На факультете осуществляется подготовка специалистов по биохимии, биофизике и медицинской кибернетике, в его учебном плане сочетаются фундаментальные медико-биологические и клинические дисциплины.

Лидерство в методических вопросах высшего медицинского образования позволило еще в 1968 году создать на базе института факультет повышения квалификации преподавателей (впоследствии - факультет переподготовки и повышения квалификации преподавателей), а в 1977 году - факультет усовершенствования врачей.

В последнее десятилетие XX века 2-й МГМИ вступил в новом статусе. В ноябре 1991 года Распоряжением Совета министровРоссийской Федерации институт преобразован в Российский государственный медицинский университет (РГМУ).

За все время своего существования РГМУ не терял ведущих позиций в вопросах высшего медицинского образования и научной деятельности.

Большой научный и образовательный потенциал вуза позволил ему достойно продолжать работу в сложные 1990-е годы и выйти на рубеж тысячелетий готовым к актуальным изменениям в структуре.

В 2001 году по решению ученого совета РГМУ открыт факультет клинической психологии, в 2007 году - социальный факультет, 2008 году образованы стоматологический и фармацевтический факультеты.

По состоянию на начало 2010 года университет имел в своем составе 12 факультетов, в том числе: факультет довузовской подготовки, семь студенческих факультетов, три факультета последипломного образования, управление но международной деятельности, обучению иностранных граждан и учебно-методической работе.

В вузе осуществляется подготовка студентов по специальностям: «лечебное дело», «педиатрия», «медицинская биохимия», «медицинская биофизика», «медицинская кибернетика», «клиническая психология», «социальная работа», «стоматология», «фармация»; подготовка специалистов по 19 специальностям интернатуры, по 37 специальностям ординатуры и по 46 специальностям аспирантуры.

Приоритетные направления развития Российского государственного медицинского университета определяются, прежде всего в области фундаментальной и прикладной науки.

Освоение практических умений в кафедральной лаборатории

Фундаментальные и прикладные научные исследования стали частью повседневной жизни института с момента образования в нем научного медицинского общества еще в 1920 году.

В 1928 году вышли первые печатные труды ученых университета, а в 1954 году, в развитие научной деятельности, на базе вуза организована Центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ) с задачами научно-методического центра, ставшая ведущей в стране базой фундаментальных и прикладных научных исследований.

В 1966 году решением коллегии Минздрава РСФСР она определена головным центром по организации научных исследований и подготовке научных кадров для Российской Федерации.

За более чем 100-летнюю историю в РГМУ имени Н.И. Пирогова сложились и эффективно развиваются научно-педагогические и медицинские школы, определяющие прогресс по большинству ведущих направлений фундаментальной и прикладной медицинской науки и здравоохранения.

К таковым относятся хирургическая школа С.И. Спасокукоцкого, А.Н. Бакулева, B.C. Савельева, урологическая - Н.А. Лопаткина, Е.Б. Мазо, терапевтические школы А.И. Нестерова, П.Е. Лукомского, неврологическая - Н.К. Боголепова, Л.О. Бадатяна, Е.И. Гусева, школа детской хирургии Г.Н. Сперанского, Ю.Ф. Исакова, педиатрические школы М.Я. Студеникина, В.А. Таболина, Н.С Кисляк, Н.И. Нисевич.

В области фундаментальных медико-биологических и медицинских наук сложились патолого-анатомическая школа И.В. Давыдовского, патофизиологическая - А.Д. Адо, нейробиологическая - Б.И. Лаврентьева, Т.А. Григорьевой, микробиологическая Н.Ф. Гамалеи, В.Д. Тимакова, анатомическая - В.Н. Терновского, В.В. Куприянова, физиологическая - М.Н. Шатерникова, Л.С Штерн, Э.А. Асратяна, Г.И. Косицкого, Г.Е. Островерхова, Ю.М.Лопухина.

Именно в стенах Российского медицинского государственного университета в связи с научно-техническим прогрессом в биологических науках в последние два десятилетия складываются школы медицинской биофизики (Ю.А. Владимиров), иммунологии (Р.В. Петров, Л.В. Ковальчук), медицинской хронобиологии (Ю.А. Романов), молекулярной фармакологии (П.В. Сергеев).

В интересах высокотехнологичных секторов российской экономики университет создал первую в стране кафедру медицинских нанобиотехнологий, кафедру пластической хирургии и клеточных технологий, кафедру трансплантологии, а также три научно-образовательных центра.

Научно-исследовательская часть университета представлена 22 научными отделами, 30 научно-исследовательскими лабораториями.

Уникальным среди шести научно-исследовательских институтов, входящих в структуру университета, является НИИ фундаментальных и прикладных биомедицинских исследований (ранее Центральная научно-исследовательская лаборатория).

Самостоятельная работа студента на кафедре биофизики

Это мощное научно-исследовательское подразделение, выполняющее роль методического и научного центра для клинических и теоретических кафедр, является одновременно центром по разработке собственной научной тематики.

Сотрудники и обучающиеся активно используют его как базу для проведения экспериментов и обучения методикам исследований.

В институте действует виварий, позволяющий проводить экспериментальные исследования и учебные лабораторные работы с использованием сертифицированных лабораторных животных под контролем ветеринара.

Соответствие этой работы международным этическим нормам строю контролирует Этический комитет РГМУ, созданный одним из первых в стране.

Десять учебных кафедр и подразделений РГМУ официально признаны ведущими научными школами Росийской Федерации.

За 2005-2010 годы из этих школ вышло 144 докторских и 1094 кандидатские диссертации, издано 362 монографии, опубликовано 5829 научных статей, в составе разных коллективов и научных организаций получен 121 патент.

Отделом охраны интеллектуальной собственности разработаны методические рекомендации и определены наиболее информативные поисковые ресурсы но проведению информационного поиска при патентовании изобретений, полезных моделей.

В университете проведен цикл лекционных и практических занятий с аспирантами, направленный на выявление охраноспособных объектов в рамках выполняемых ими диссертационных работ для реализации научной составляющей патентов на изобретения: удостоверения авторства, приоритета и качества проводимых разработок

О признании лидерства университета в ряде научных направлений говорит и тот факт, что на базе РГМУ располагаются штаб-квартиры российских профессиональных научных обществ, в том числе Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины, Российского научного общества иммунологов, Российского общества неврологов и Национальной ассоциации по борьбе с инсультом, Российской ассоциации детских инфекционистов, Российской ассоциации детских хирургов, Российской ассоциации анестезиологии и реаниматологии и других, а также штаб-квартира Международного издательского концерна Springer.

Научно-исследовательская деятельность РГМУ осуществляется также в рамках широких и прочных связей с иностранными научными, образовательными и общественным и учреждениями.

В университете с 1989 года отделом экспериментальной хирургии ведутся совместные научные исследования С хирургической клиникой Рейн-Вестфальской высшей технической школы (город Аахен, Германия).

По материалам работы коллектива опубликовано свыше 120 статей в ведущих мировых изданиях.

Практическое занятие в научно-образовательном центре по перинатальной медицине

Вуз имеет репутацию одного из ведущих центров по экспериментальной хирургии, в частности по экспериментальной герниологии.

Многие ученые университета являются членами международных и национальных научных обществ. Одна из основных стратегий деятельности вуза - развитие и поддержка студенческой молодежной науки.

В РГМУ организована сеть студенческих научных кружков, работу которых координирует студенческое научное общество (СНО).

Результатом объединения профильных научных кружков разных факультетов и научных школ стала организация студенческого хирургического общества и студенческого терапевтического общества.

Главным проектом, подводящим ежегодные итоги, является Пироговская студенческая научная медицинская конференция, которая проводится в Российском государственном медицинском университете с 1965 года и является крупнейшим в стране студенческим медицинским форумом.

География конференции включает участников из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Приблизить образовательный процесс к научной деятельности, ознакомить обучающихся с последними достижениями научных исследований призваны созданные сотрудниками вуза совместно с коллегами ведущих научно-исследовательских институтов РАН и РАМН учебно-научные центры (Институт биомедицинской химии имени В.Н.Ореховича, Государственный научный центр дерматовенерологии кожных и венерических болезней, Институт молекулярной генетики, Институт морфологии человека, Институт хирургии имени А.В. Вишневского, Медико-генетический центр, НИИ вирусологии имени Д.П. Ивановского, НИИ гематологии, НИИ иммунологии, НИИ курортологии и восстановительной медицины, НИИ общей реаниматологии, НИИ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко, НИИ физико-химической медицины, Центр планирования семьи и репродукции, Эндокринологический научный центр, Медико-генетический научный центр).

В университете всегда уделялось особое внимание учебно-методической работе с регионами. Одним из проявлений стратегической значимости этого направления деятельности стало открытие в РГМУ в 1998 году Московского факультета с целью подготовки квалифицированных кадров для амбулаторнополиклинической сети города Москвы.

Особенностью обучения на Московском факультете является больший удельный вес поликлинической подготовки. В университете обучаются студенты из 66 субъектов Российской Федерации, что еще раз подтверждает его федеральное значение.

В 2009 году университетом заключены договоры с 24 субъектами Российской Федерации на осуществление целевой подготовки специалистов. Кроме того, в вузе ведется подготовка медицинских кадров для 14 стран ближнего и 47 стран дальнего зарубежья.

Учебный процесс организован на 145 кафедрах, из которых 114 работают со студентами (37 выпускающих кафедр) в 11 учебных корпусах и на 129 клинических базах федеральных и московских лечебно-профилактических учреждений.

Образовательную деятельность в университете ведут высококвалифицированные педагоги и более 400 привлеченных преподавателей, среди которых видные ученые, руководители федеральных научных центров, крупных многопрофильных больниц, а также профессора из зарубежных высших учебных заведений.

В числе профессорско-преподавательского состава вуза два академика РАН, один член-корреспондент РАН, 30 академиков РАМН, 19 членов-корреспондентов РАМН, более 100 заслуженных деятелей науки Российской Федерации и заслуженных работников высшей школы Российской Федерации, 83 заслуженных врача Российской Федерации, свыше 90 членов общественных академий России (РАЕН, MAHBШ, РАМТН и других), 432 доктора наук и 970 кандидатов наук.

Кроме профессоров и преподавателей на кафедрах университета трудятся более 200 научных сотрудников.

Коллектив преподавателей университета активно занимается научно-методической работой. Только в течение 2008-2009 годов издано 26 учебников и 84 учебных пособия.

В числе изданных университетом работ имеются национальные руководства - фундаментальные труды, как по содержанию, так и по методике обучения предназначенные прежде всего для последипломной подготовки специалистов (интернов, ординаторов, врачей).

Университет обеспечивает каждого обучающегося основной учебной и учебно-методической литературой. Фонд библиотеки составляет более 650000 единиц учебной и научной литературы.

Кроме того, библиотека располагает качественным фондом художественной литературы, а также фондом периодических и продолжающихся издании.

С 2005 года формируется электронный каталог (более 19 000 библиографических записей на книги, статьи, диссертации и авторефераты).

Организован доступ к зарубежным электронным библиотечным ресурсам, заключен договор с Национальным электронно-информационным консорциумом. Введена в эксплуатацию система дистанционного образования, активно используются возможности видеоконференцсвязи «Tandberg». Все кафедры имеют выход в сеть Интернет.

Иногородние учащиеся размещаются в студенческом городке «Медик» в 4-х зданиях общежитий гостиничного типа, расположенных в непосредственной близости от учебных корпусов университета. Действуют спортивный комплекс и учебно-спортивно-оздоровительная база в Тверской области.

Одним из важнейших направлений деятельности университета является воспитательная работа со студентами, ординаторами и аспирантами. Создан отдел по воспитательной работе с учащимися и совет студенческого самоуправления.

Ежегодно проводятся торжественные собрания, посвященные выпуску врачей, церемония «Посвящение в студенты», студенческий праздник «Татьянин день», праздничные мероприятия, посвященные победе в Великой Отечественной войне, «Урок мужества», «День первокурсника».

Студенты университета участвуют в культурной жизни столицы, молодежных фестивалях, патриотических акциях, турнирах команд КВН, всероссийских студенческих конференциях.

РГМУ - ведущий научно-образовательный и методический центр России, широко сотрудничающий с высшими учебными заведениями, научными и медицинскими учреждениями России и зарубежья.

При поддержке Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в университете идет успешная подготовка к реализации проекта по организации междисциплинарного образовательного цикла подготовки врачей на базе естественнонаучного бакалавриата Московского физико-технического института при участии Научно-исследовательского института Скорой помощи имени П.В. Склифосовского.

Конечная цель проекта - выпуск врачей с углубленным естественнонаучным образованием для современной высокотехнологичной медицины.

Лечебная деятельность университета осуществляется на 92 клинических кафедрах, расположенных в 129 федеральных и московских научно-исследовательских и лечебно-профилактических учреждениях.

В составе университета работает медицинский центр, расположенный в отдельном здании. Специалисты вуза оказывают населению высокотехнологичную медицинскую помощь.

26 апреля 2010 года Российский государственный медицинский университет стал одним из победителей в конкурсном отборе университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет».

Исторически накопленный опыт, созданная инфраструктура университета, квалификация сотрудников, масштабы научно-образовательной деятельности делают ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» национальным лидером в области высшего медицинского образования и науки.

В июле 2011 года университет переименован в государственное бюджетное образовательное учреждение высшего-профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

 
 
 
 
 
 
     
     
 
 
Copyright © 2011 Лига выпускников
Тел.: +7 965 629 6455
Казанский Государственный Медицинский Университет
Создание сайта Вебцентр