Гимн Лиги выпускников


Все мы дети одной альма матер,
Из единого корня растем.
Каждый горд, что в Казани когда-то
Получил свой врачебный диплом.
Весь текст
 
 
 
 
некоммерческое партнерство
Лига выпускников
казанского государственного
медицинского университета
г. Казань +7 965 629 6455
     
 
Главная / История КГМУ / Этапы / КГМУ с 1994 года / Регламентация деятельности образовательных учреждений

Новый порядок регламентации деятельности образовательных учреждений

Принятие в 1996 г. федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закрепило введение в вузовский обиход совершенно новых, экспериментально апробируемых с 1994 г. процедур: лицензирования, аттестации и аккредитации.

Получение лицензии (лат. licentia — свобода, право, < licet — позволено) стало обязательным условием для начала и продолжения образовательной деятельности. Основные критерии лицензирования связаны с обеспечением учебного процесса материально-технической базой, соблюдением санитарно-гигиенических и противопожарных требований, методическим оснащением и, конечно, преподавательскими кадрами.

Первую в своей истории лицензию на реализацию основных и дополнительных (довузовских и последипломных) образовательных программ Казанский медуниверситет получил на 180-м году своего юридического существования (6 марта 1994 г.). Действующая в 2005 г. лицензия предусматривает право вуза работать по 7 основным программам высшего образования, 40 специальностям ординатуры, 36 — аспирантуры, 23 — интернатуры, осуществлять профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, довузовскую подготовку.

Свидетельство о государственной аккредитации (лат. accredo — доверяю) подтверждает государственный статус вуза, право на выдачу документов государственного образца об образовании и финансирование из бюджета Российской Федерации. Возможность аккредитовать учебное заведение появляется только после успешного прохождения им аттестации. Аттестация (лат. attestatio — свидетельство) проводится по заявлению самого учебного заведения специальной комиссией, которая создается по решению аттестационной службы (в будущем она должна стать обособленной государственной службой, но пока работала сначала как Департамент Министерства образования, а затем как Рособрнадзор при Министерстве образования и науки РФ). Такие комиссии (20—25 человек) включают представителей аттестационной службы, учредителя (Минздравмедпром, Минздрав России, Росздрав — последовательно), лицензионного органа (специального управления в Министерстве образования), ведущих в своей отрасли вузов, местных властей.

Казанскому ГМУ в определенной мере везло. Аттестационные комиссии образовывались на базе наших ближайших соседей: Нижегородской государственной медицинской академии (1993, сопредседатель — ректор этой академии, профессор В. В. Шкарин), Уральской государственной медицинской академии (1998, сопредседатель — ректор, профессор А. П. Ястребов), Самарского государственного медицинского университета (2003, ректор, профессор Г. П. Котельников).

Суть аттестации заключается в проверке соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников государственным требованиям. Основной инструмент проверки качества знаний — тестирование (англ. test — испытание, исследование). Впрочем, существует иная версия происхождения обоих терминов «аттестация» и «тестирование», которая делает их однокоренными, связывая со скандальной историей восхождения на папский престол в Ватикане женщины. Будто бы после этого соискателям тиары предлагалось пройти проверку на принадлежность к мужскому полу — тестирование (лат. testiculus — мужское яичко).

Подробное описание обстоятельств, казалось бы, внешнего характера, на наш взгляд, абсолютно необходимо для того, чтобы понять, насколько много принципиальных нововведений появилось в системе высшего образования России в последние полтора десятилетия. Среди инноваций первой величины, кроме введения системы регламентации деятельности вузов через комплексную проверку (лицензирование, аттестация, аккредитация), государственные образовательные стандарты (1995), итоговая государственная аттестация выпускников (1998), ежегодный расчет рейтинга вузов (1994), открытый конкурс на выполнение государственного задания на подготовку специалистов с высшим образованием (2003), отказ от субординатуры (1998), переосмысление сути последипломного образования, введение сертификатов специалистов (1995). Трудно сказать, какие из этих элементов реформы выдержат проверку практикой, но при внедрении в жизнь все они требовали и времени на подготовку, и определенных человеческих и финансовых ресурсов и вызывали порой жаркие дискуссии.

Еще одно отступление от фабулы напрашивается в связи с тем, что образовательная реформация, касающаяся медицинских и фармацевтических вузов России, неразрывно связана с именами двух формальных и неформальных лидеров отечественного высшего медицинского образования. Это Николай Николаевич Володин, академик РАМН, педиатр, неонатолог, профессор Российского государственного медицинского университета (бывший 2-й МОЛГМИ), руководивший все «перестроечные» и «постперестроечные» годы подразделением Федерального министерства здравоохранения, ведающим учебными заведениями. Подразделение называлось по-разному: отделом, управлением, департаментом; в названии его фигурировали на разных этапах наука, кадровая политика, фармацевтическая деятельность и даже благополучие человека, но, главное, всегда образовательная деятельность. Преданный своему делу, он непримиримо и очень эмоционально реагировал на любые отклонения от стратегической линии. И хотя эти реакции не всегда воспринимались безболезненно авторитетными руководителями вузов, думается, что без такого жесткого управления было бы трудно достичь последовательности и достаточной эффективности не всегда популярных мероприятий по реализации реформы. В 1996 г. под руководством Н. Н. Володина на базе Казанского медицинского университета было проведено Всероссийское совещание ответственных секретарей приемных комиссий медицинских вузов.

Мозговым центром преобразований стал академик РАМН Игорь Николаевич Денисов, заместитель руководителя Учебно-методического объединения вузов России по медицинскому и фармацевтическому образованию, проректор Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова. Один из последних руководителей еще союзного Министерства здравоохранения, харизматичный лидер, блестящий оратор, И. Н. Денисов много сделал для разработки программы образовательной реформы и для «сглаживания ее острых углов», которые были неизбежны. Неоднократно (1994, 2004 гг.) он выступал с докладами перед преподавателями Казанского медицинского университета.

Именно тандем Н. Н. Володина и И. Н. Денисова оказал решающее воздействие на то, каким образом и в каком порядке изменялось высшее медицинское образование в Казани, да и во всей России.

 
 
 
 
 
 
     
     
 
 
Copyright © 2011-2022 Лига выпускников
Тел.: +7 965 629 6455
Казанский Государственный Медицинский Университет
Создание сайта Вебцентр
  Top.Mail.Ru