Гимн Лиги выпускников


Все мы дети одной альма матер,
Из единого корня растем.
Каждый горд, что в Казани когда-то
Получил свой врачебный диплом.
Весь текст
 
 
 
 
некоммерческое партнерство
Лига выпускников
казанского государственного
медицинского университета
г. Казань +7 965 629 6455
     
 
Главная / Медвузы России / Оренбургская государственная медицинская академия

Оренбургская государственная медицинская академия

Дата основания Оренбургской государственной медицинской академии -1944 год.

В стране, обескровленной войной, одной из самых востребованных стала профессия врача, а перелом в Великой Отечественной войне дал людям надежду на то, что скоро наступит мирная жизнь.

Оренбургский государственный медицинский институт организован на основании распоряжения Совета народных комиссаров СССР от 12 августа 1944 года № 16565-р и совместного приказа Всесоюзного комитета по делам высшей школы при Совете народных комиссаров СССР и народного комиссара здравоохранения РСФСР от 23 августа 1944 года, № 385/186.

К тому времени вопрос об открытии такого вуза в Оренбурге (тогда -Чкалове) уже ставился в разных инстанциях начиная с 1935 года. В 1942 году в городе разместился эвакуированный из Харькова медицинский институт, который впоследствии и стал основной базой для организации собственного вуза медицинского профиля.

Этому предшествовала большая подготовительная работа, выполненная созданной в Оренбурге инициативной группой, которую возглавляли: видный гистолог профессор Ф.М. Лазаренко (с 1946 года - член-корреспондент АМН СССР), известный оренбургский хирург, кандидат медицинских наук, доцент А.К. Силантьев (с 1944 года - заслуженный врач РСФСР), химик, доцент Л.Е. Олифсон (вскоре - профессор, с 1979 года - заслуженный деятель науки РСФСР), заместитель председателя облплана В.П. Крючков. Они официально и считаются основателями нового института.

Доцент Николай Васильевич Фетисов, демобилизованный из армии майор медицинской службы, кандидат медицинских наук приказом Комитета по делам высшей школы и Народного комиссариата здравоохранения РСФСР назначен первым ректором института.

Во время подготовительной работы предусматривалось открытие 22 теоретических и клинических кафедр для обеспечения преподавания на 1-4 курсах института. Базами клинических кафедр стали восемь лечебных учреждений города.

Для размещения теоретических кафедр облисполком передал институту два здания, освободившихся после расформирования военных эвакогоспиталей.

Институт установил прием на 1, 2, 3 и 4 курсы в количестве 700 человек. Заявления от желающих поступить в вуз подавались в облздравотдел.

Только за первые 10 дней приняли более 1000 заявлений, из них 350 - на первый курс. На старшие курсы зачисляли студентов Харьковского мединститута. Первый учебный год начался 1 ноября 1944 года.

Профессор Федор Михайлович Лазаренко впоследствии писал: «1 ноября прозвучал первый звонок. Неуютно еще было в аудиториях, но первые лекции были замечательными по тому подъему, по тем настроениям, которые переживали и профессора, и студенты. Началась жизнь нового медицинского института. В день начала занятий и в первые недели не хватало не только уюта в учебных комнатах. Не хватало самого необходимого. В аудиториях студентам приходилось писать без столов, сидя на примитивных скамейках. В клиниках нельзя было производить лабораторные анализы. Но оборудование поступало на кафедры буквально каждый день. Через две недели картина изменилась. Так, например, на кафедре гистологии каждый студент уже имел свое рабочее место с отдельным микроскопом. Кафедра микробиологии уже через месяц была оборудована новыми иммерсионными микроскопами в достаточном количестве. Вскоре же были оборудованы кафедры патологической анатомии, химии и фармакологии. На кафедре анатомии создавался остеологический музей. Приезжали новые профессора и доценты, и через две недели в расписании уже не было белых пятен».

К концу первого учебного года в институте уже активно работали 18 теоретических и 12 клинических кафедр. К началу следующего учебного года открылись еще три клинические кафедры, и с этого времени институт имел уже полный набор кафедр, предусмотренный в те годы для обучения на лечебном факультете, первым деканом которого стал заведующий кафедрой гигиены, доцент (впоследствии профессор) М.Г. Жилин.

В 1940-е годы длительность обучения в медицинских вузах составляла пять лет, а поскольку при организации вуза прием проводился сразу на четыре курса, то первый выпуск состоялся в мае 1946 года.

Приказ о присвоении квалификации врача выпускникам подписан 9 мая 1946 года, в день первой годовщины Великой Победы.

История сохранила благодарность современников профессорам и многим преподавателям вуза, успешно учившим врачей старшего поколения, лечившим, оперировавшим и консультирующим жителей города и области.

Уже в 1945 году в институте создаются методические комиссии, областное научное медицинское общество, студенческое научное общество (СНО), первым руководителем которого назначается профессор С.Г. Миронов, заведующий кафедрой микробиологии.

Интересно, что первым председателем СНО была студентка З.К. Забегальская, впоследствии профессор института, заведующая кафедрой госпитальной хирургии, проректор института по научно-исследовательской работе с 1970 по 1982 год, автор более 60 научных работ, руководитель 10 кандидатских диссертаций.

Несмотря на послевоенные разруху и социальные трудности, институт настойчиво развивался. В 1947 году открылась клиническая ординатура.

В последующие годы в институте совершенствовался педагогический процесс, началась подготовка в очной аспирантуре, организована работа межкафедральных научно-исследовательских лабораторий, впервые получено право на прием к защите кандидатских диссертаций.

Значительное развитие научных исследований усилило подготовку докторов и кандидатов наук; первые чтения, семинары и лекции по педагогике для преподавателей вуза, совершенствование учебно-методической работы и разработка новых методов преподавания - преподавательского состава.

Введение интернатуры, последовательное завершение строительства трех крупных студенческих общежитий, открытие в 1970 году педиатрического факультета, в 1976-м - проблемной научно-исследовательской .лаборатории по изучению механизмов естественного иммунитета, в 1985-м - факультета усовершенствования врачей (ныне факультет последипломной подготовки специалистов), в 1990-е годы - факультета высшего сестринского образования и медико-профилактического факультета вывели институт в число авторитетных медицинских вузов страны и создали условия для его дальнейшего интенсивного развития.

В год своего 50-летия институт преобразован в Оренбургскую государственную медицинскую академию (ОрГМА).

В течение многих лет ОрГМА в рейтинге медицинских вузов России уверенно входит в первую половину.

В 2002 году академия открыла три новых факультета (стоматологический, фармацевтический, факультет клинической психологии) и стала вузом, имеющим восемь факультетов (кроме вышеперечисленных - лечебный, педиатрический, медико-профилактический, высшего сестринского образования и последипломной подготовки специалистов).

Выпускники академии работают в лечебно-профилактических учреждениях различных регионов России, дальнего и ближнего зарубежья, республиканских органах российского здравоохранения; и 90% кадров здравоохранения Оренбургской области вышли из ее стен.

Оренбургской государственной медицинской академии есть чем гордиться в плане создания научных школ.

В академии в течение многих лет работают известные не только в стране, но и далеко за се пределами научные школы.

Созданная профессором Р.Г. Межебовским и продолженная профессором Я.И. Коном школа кардиологов.

Школы: микробиологии, руководит которой академик РАМН, член-корреспондент РАН, профессор О.В. Бухарин; клинических анатомов, гистологов, морфологов - профессор И.И. Каган; ревматологии - профессора В.В. Багирова и Г.Г. Багирова; гигиены детей и подростков - профессор Н.П. Сетко; обшей и коммунальной гигиены с экологией человека - профессор В.М. Боев; исследования регуляторных механизмов морфогенеза и регенерации -профессор А.А. Стадников; клинической иммунологии и аллергологии - профессор А.И. Смолягин; профилактики и лечения хирургической инфекции - профессора В.И. Никитенко и Б.Г. Нузов; хирургии органов брюшной полости -профессора А.А.Третьяков и B.C. Тарасенко.

Впечатляющие результаты показывает школа биологии, основанная доцентом Б.С. Драбкиным и продолженная профессором Г.Н. Соловых. Мошно работает школа педиатрии, родоначальником которой является профессор В.А. Архиреева.

В направлении детской нефрологии успешно работает коллектив, возглавляемый профессором А.А. Вялковой. Проблемы эпидемиологии неинфекционных заболеваний у детей успешно изучает школа профессора С.Е. Лебедьковой.

За годы существования академия стала одной из ведущих высших школ России. Обучение здесь проводится по семи основным образовательным программам: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», «Фармация», «Сестринское дело», «Клиническая Психология», а также по программам дополнительного высшего профессионального образования и подготовки к поступлению в вуз в рамках непрерывной профессиональной подготовки специалистов.

В академии обучаются более 3000 студентов и свыше 2 500 (ежегодно) слушателей факультета последипломной подготовки специалистов, а также аспирантов, клинических ординаторов, интернов.

Занятия на стоматологическом факультете

Среднегодовой контингент слушателей (курсантов) факультета последипломной подготовки специалистов возрос до 458, что обеспечивает возможность для работников здравоохранения Оренбургской области повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет.

В рамках национального проекта «Здоровье» дополнительно подготовлено более 300 врачей лечебно-профилактических учреждений первичного звена.

Активнейшую деятельность ведет студенческое научное общество (СНО), главная задача которого - расширение возможностей для реализации студентами научного и творческого потенциала.

Его кружки работают на всех кафедрах академии. В тот же период (2005-2010) с участием студентов было получено семь свидетельств на рацпредложения и два свидетельства на изобретения.

Девять работ студентов были удостоены дипломов Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проведения открытого конкурса на лучшую студенческую работу в вузах России.

Четыре диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций работают по специальностям: гигиена и педиатрия: кардиология, ревматология, хирургия; микробиология, экология; анатомия; гистология, цитология, клеточная биология.

Барокамера ОрГМА

Научные исследования проводятся по восьми направлениям: клиническая анатомия и оперативная хирургия, лечение и профилактика сердечной недостаточности, микробиология, педиатрия, ревматология, регуляторные механизмы морфогенеза и регенерации, хирургия, экология человека и гигиена окружающей среды.

В этих советах проходит защита кандидатских и докторских диссертаций ученых не только Оренбургского региона, но и многих других субъектов Российской Федерации.

С 2005 по 2010 год сотрудниками академии подготовлены и изданы 46 монографий, 264 учебно-методических пособия (из них 144 с грифом Учебно-методического объединения и 19 -с грифом других федеральных органов исполнительной власти).

Собственные докторантура и аспирантура дали профессорско-преподавательскому составу академии серьезное количество ученых со степенями докторов и кандидатов наук, доходящее до 74,4% всех преподавателей.

Глубокие научные исследования, ведущиеся в вузе, естественно влекут за собой не только публикации, но и получение патентов на изобретения. Так, в те же упомянутые пять лет получено 64 патента: 29 лечебных, 14 диагностических, четыре профилактические технологии, 12 технологий для прогнозирования течения заболеваний и пять технологий -для научных исследовании: выпущено научных трудов: 46 монографий, 13 научных сборников и 30 материалов конференций.

Вообще подготовлено и опубликовано в различных изданиях около 5500 работ. В том числе 784 научные статьи, 10 из которых вышли в свет в зарубежных журналах.

Вузом получено 13 отечественных грантов на научные исследования и международный фант для участия в обучающем курсе программы CIND1 (Countrywide Integrated Nonconmumicable Disease Intervention Programme -международная программа интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний, в которой в настоящее время участвуют 27 европейских стран и Канада и которая проводится в России с начала 1980-х годов).

Целью программы CINDI является улучшение здоровья населения с помощью проведения интегрированных программ профилактики неинфекционных заболевании и укрепления здоровья.

Научные разработки академии получили высокую оценку на престижных выставках, в частности на Московском международном салоне инноваций и изобретений, где академия была награждена тремя золотыми, шестью серебряными и четырьмя бронзовыми медалями.

Постоянно отмечается неуклонный рост кадрового потенциала академии. К 2010 году из 522 человек профессорско-преподавательского состава 378 имеют ученую степень и звание, в том числе 92 доктора наук.

В ОрГМА работают один член-корреспондент Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, пять заслуженных деятелей науки Российской Федерации, один заслуженный изобретатель Российской Федерации, восемь заслуженных работников высшей школы Российской Федерации, пять заслуженных работников здравоохранения Российской Федерации, один заслуженный работник культуры Российской Федерации, 22 заслуженных врача Российской Федерации, один почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, 10 членов и членов-корреспондентов российских и международных общественных академий.

Для преподавания на вновь открытых факультетах академия приобрела современное учебно-лабораторное оборудование - фантомы, стоматологические установки, приборы для учебной аптеки, аудио- и видеотехнику.

Немаловажное значение в подготовке будущего врача имеет наличие собственных клиник. У академии их две - стоматологическая и клиника адаптационной терапии.

У злого подразделения вуза есть лицензия на осуществление 19 видов деятельности. Клиника рассчитана на 20 посещений в смену, но она не ставит своей целью замену обычной районной поликлиники, основное направление -это наука, поэтому пациенты, как правило, выбираются тематические.

В клинике адаптационной терапии есть прекрасный зал лечебной физкультуры, хорошо оборудованный необходимыми тренажерами. Лечение пациентов проходит в кабинете нормобарической гипоксической стимуляции, или «горного воздуха», в котором эффект высокогорья обеспечивает специальный аппарат «Эльбрус».

В отдельном помещении установлена гипобарическая барокамера «Таганай». Кроме того, хорошо оборудованы кабинеты функциональных исследований, где проводится диагностика состояния кардиореспираториой системы, ультразвуковой диагностики, массажа и мануальной терапии, физиотерапевтических методов, лаборатория, ванный зал с фитобочкой.

Важное направление деятельности клиники - занятия со студентами шестого курса лечебного и педиатрического факультетов. Студенты высоко оценивают возможность наделе познакомиться с методиками восстановительного лечения.

Надо отмстить, что нередко сами студенты становятся пациентами клиники, проходя здесь курс реабилитации по самым разным причинам.

Своего рода информационным и культурным центром вуза является библиотека, где работает 35 сотрудников. Общий фонд этого подразделения академии на-считывет более 420 000 экземпляров документов но всем отраслям знаний, но основа фонда - медицинская литература.

Библиотека выписывает около 200 наименований периодических изданий, из них 144 - медицинские журналы. По единому читательскому билету количество читателей составляет 6000, посещений в год - более 400 000, книговыдача - почти 800 000 документов.

Более 61% общего фонда составляет учебная и учебно-методическая литература, 38,3% - научная. Кроме традиционных каталогов и картотек в библиотеке имеется электронный каталог, насчитывающий 20 000 записей, продолжается работа по ретровводу информации.

Студенты и преподаватели Оренбургской государственной медицинской академии умеют не только хорошо учиться и работать. Многие из них принимают самое активное участие в творческой жизни вуза.

Вот уже более 40 лет в академии существует театр «Горицвет». Для обычного театра это не возраст, для студенческого - целая эпоха.

В свое время тогда еще студенческий театр эстрадных миниатюр получил звание «народного» и вошел в число лучших студенческих театров России.

«Горицвет» занимает в культурном пространстве Оренбурга одно из лидирующих мест. И произошло это во многом благодаря репертуару театра.

На сцене театра идут пьесы Виктора Розова «В добрый час» и «В поисках радости», А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и многие другие пьесы — Бомарше, Арбузова, Вампилова.

Все эти 40 лет театром бессменно руководит заслуженный работник культуры Российской Федерации, доцент кафедры патологической физиологии ОрГМА Е.Д. Цинберг.

Есть в академии и свои СМИ: журнал «Альманах молодой науки» и газета «Консилиум», которая в 2010 году отметила свой пятидесятилетний юбилей. На её страницах во все времена находила свое отражение история академии.

К 2010 году академия представляет стройную систему непрерывной многоуровневой подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, которая начинается со школьной скамьи (медицинские классы, лицеи, колледжи) через вуз к последипломному образованию.

Совершенствование в этом направлении представляется необходимым, поскольку качество образования, образование «через всю жизнь» напрямую связаны с плодотворной деятельностью всех подразделений академии.

Перспективы академии связаны с подготовительной работой по переходу вуза на реализацию Государственного образовательного стандарта нового поколения в связи с требованиями Болонской конвенции (то есть введением двухуровневой системы высшего образования в России); с расширением перечня специальностей на постградуентном этапе подготовки.

Важными направлениями работы будут введение новых обучающих программ, переоснащение учебно-лабораторной базы, переход от отдельных учебных пособий к полным учебно-методическим комплексам, дальнейшая компьютеризация учебного процесса, значительное расширение возможностей последипломной подготовки специалистов.

Академия выходит на очередной этап развития. Для этого в ней началось внедрение новой системы менеджмента качества образовательной деятельности.

Цель построения этой системы - обеспечение высокой конкурентоспособности академии на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг за счет высокого уровня образовательного процесса и подготовки специалистов.

Ибо высшая медицинская школа неотъемлемая часть здравоохранения.

Ректор ОрГМА Боев Виктор Михайлович

 
 
 
 
 
 
     
     
 
 
Copyright © 2011 Лига выпускников
Тел.: +7 965 629 6455
Казанский Государственный Медицинский Университет
Создание сайта Вебцентр