Гимн Лиги выпускников


Все мы дети одной альма матер,
Из единого корня растем.
Каждый горд, что в Казани когда-то
Получил свой врачебный диплом.
Весь текст
 
 
 
 
некоммерческое партнерство
Лига выпускников
казанского государственного
медицинского университета
г. Казань +7 965 629 6455
     
 
Главная / Медвузы России / Первый Московский государственный медицинский университет

Первый Московский государственный медицинский университет имени Сеченова

Легендарный 1-й Московский медицинский институт (1-й ММИ), Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова (ММА).

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова - старейший и крупнейший отечественный медицинский вуз - в течение своей 250-летней истории был и остается ведущим в России центром образования и подготовки кадров с высшим медицинским и фармацевтическим образованием.

Университет прошел славный путь, обогатив отечественную и мировую науку многими открытиями, подарив Родине десятки выдающихся ученых, воспитав тысячи врачей, преданных своему делу.

Университет является историческим преемником медицинского факультета Императорского Московского университета, открытого стараниями графа И.П. Шувалова и великого русского ученого М.В. Ломоносова в царствование Елизаветы Петровны.

На факультете учились и работали, основывали научные школы, готовили врачей и ученых такие выдающиеся деятели отечественной медицины, как С.Г Зыбелин, М.Я. Мудров, Е.О. Мухин, затем Ф.И. Иноземцев. А.П. Полунин, позднее Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов, Н.В. Склифосовский, А.Я. Кожевников, С.С. Корсаков. А.И. Бабухин, И.М. Сеченов, Н.Ф. Филатов, В.Ф. Снегирев, Ф.Ф. Эрисман и многие, многие другие.

В стенах факультета воспитывался великий сын Отечества Николай Иванович Пирогов.

В конце XIX века открывается уникальный комплекс университетских клиник на Девичьем Поле - один из лучших в мире. XII Международный конгресс врачей (1897 г.) в Москве стал апофеозом русской медицины.

Именно тогда великий немецкий патолог Рудольф Вирхов воскликнул: «Учитесь у русских!»

В 1930 году медицинский факультет был выделен из состава МГУ и реорганизован в самостоятельный 1-й Московский медицинский институт (1-й ММИ) с двумя факультетами: лечебно-профилактическим и санитарно-профилактическим - первым в мировой истории высшего медицинского образования.

За выдающиеся заслуги в области развития медицинской науки и подготовки высококвалифицированных медицинских кадров институт был награжден орденом Ленина. В годы Великой Отечественной войны питомцы 1-го ММИ сыграли существенную роль в оказании медицинской помощи и лечении раненых на фронте и в тылу.

Более половины коллектива института было призвано в действующую армию.

Занятия студентов чередовались с работами по строительству оборонительных сооружений и дежурствами в военных госпиталях. За годы войны институт дал стране 2632 врача.

На фронте и в тылу работники и студенты 1-го ММИ проявили образцы доблести и отваги. Студентке Н.В. Троян, старшему лаборанту С.А. Богомолову и профессору Е.В. Клумову присвоено звание Героя Советского Союза, бывшей абитуриентке Т.Н. Сумароковой, добровольно ушедшей на фронт, - звание Героя России, главному хирургу Н.Н. Бурденко - звание Героя Социалистического Труда, свыше 700 студентов и сотрудников института награждены орденами и медалями.

В послевоенные годы главной задачей для 1-го ММИ стала подготовка врачебных кадров, специализация и повышение их квалификации, чему способствовало введенное с 1945 года шестилетнее обучение. В 1955 году 1-му ММИ было присвоено имя Ивана Михайловича Сеченова.

В 1958 году в состав института на правах факультета вливается Московский фармацевтический институт. В 1959 году был организован вечерний лечебный факультет, который в 1969 году стал вторым дневным лечебным факультетом. Появились новые кафедры.

Вступили в строй клинический корпус на 600 коек, новые клиники пропедевтики внутренних болезней и профессиональных заболеваний.

Преемственность лучших традиций отечественной медицины обеспечили видные профессора и преподаватели медицинского факультета Московского университета, сложились крупные научные школы А.И. Абрикосова, Н.Н. Бурденко, П.К. Анохина, М.С. Малиновского, М.П. Кончаловского, А.Л. Мясникова, Е.М. Тареева, Н.А. Семашко, В.Х. Василенко, В.И. Виноградова, П.А. Герцена, Н.Н. Еланского, В.В. Закусова, Д.А. Жданова, Ю.Ф. Домбровской, Б.И. Збарского, С.Р. Мардашева, Л.С Персианинова.

В 1965 году институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в развитии медицинской науки, подготовке кадров и в связи с 200-летием со дня основания.

В 1990 году стала очевидной потребность в совершенствовании системы обучения, в более глубоких и интегрированных научных исследованиях. Преобразование самого мощного медицинского института страны в Медицинскую академию было абсолютно естественным и логичным.

Последующие годы показали оправданность такого преобразования.

С 1987 по 2009 год ректором 1-го Московского медицинского института - Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова являлся академик РАН и РАМН Михаил Александрович Пальцев, внесший весомый вклад в развитие вуза, высшего медицинского и фармацевтического образования в России.

Несмотря на сложное положение в стране, особенно в 1990-е годы, в академии произошли позитивные масштабные свершения. Благодаря четкой организации научного дела стало целесообразным введение в структуру академии НИИ фтизиопульмонологии, НИИ медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е.И. Марциновского и НИИ фармации, организация НИИ молекулярной медицины, НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением.

В академии сформировалось новое поколение выдающихся ученых. Многие из них достойно пополнили Российскую академию медицинских наук, став ее действительными членами и членами-корреспондентами.

Заслуживает самой высокой оценки деятельность наших здравствующих современников, крупных, известных ученых и замечательных педагогов, труд которых преумножает славу Московской медицинской академии, как прогрессивного, передового, инновационного высшего учебного заведения Российской Федерации.

Среди них академики РАН и РАМН: М.М.Давыдов, И.И. Дедов, С.П. Миронов; члены-корреспонденты РАН и академики РАМН; Ю.Н. Беленков, П.Б.Ушаков; член-корреспондент РАН Е.С.Северин; академики РАМН; П.П.Анохина, Н.Н. Бажанов, А.А.Баранов, Л.А. Бокерия, А.А. Бунятян, В.А. Быков, А.И. Вялков, Н.Ф. Герасименко, А.Л. Гинцбург, В.К. Гостишев, С.В. Грачев, И.Н. Денисов, В.В. Зверев, В.Г. Зилов, В.Т. Ивашкин, Н.Ф. Измеров, С.М. Клименко, В.Г. Кукес, Д.К. Львов, Н.Н. Малиновский, В.А. Матюхин, И.О. Миланов, Н.А. Мухин, Е.Л. Насонов, Ю.М. Овчинников, О.В. Оганесян, Р.Г. Оганов, Г.Г. Онищенко, Н.Р Палеев, М.И. Перельман, В.П. Покровский, А.Н. Разумов, А.В. Решетников, В.А. Сандриков, М.Р. Сапин, Б.Ф. Семенов, А.Б. Смулевич, В.П. Сергиев, A.M. Сточик, А.Н. Стрижаков, К.В. Судаков, Г.Т Сухих, С.К. Терновой, В.А. Тутельян, В.Д. Федоров, В.П. Фисенко, Д.А. Харкевич, А.Ф. Черноусов, В.П. Чиссов, М.Г Шандала, Н.Н. Яхно.

В составе российских академий наук, имеющих государственный статус, 107 ученых Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.

В трудные 1990-е годы не прекращались возведение и закладка новых зданий. Началось строительство Центральной клинико-диагностической лаборатории, учебно-, лабораторного комплекса зданий Научно-исследовательского института молекулярной медицины и фармацевтического факультета в Тропарево (Москва), морфологического корпуса и пищеблока.

Используя свои научно-педагогический потенциал, академия продолжала развивать систему повышения квалификации - организованы факультеты послевузовского профессионального образования преподавателей и послевузовского профессионального образования педиатров.

Впервые в истории медицинских вузов страны в академии организованы новые факультеты: стоматологический, военного обучения, подготовки научно-педагогических кадров, высшего сестринского образования.

В решении проблемы подготовки специалистов высокого уровня продолжается поиск сочетания новейших подходов к высшему медицинскому образованию с классическими традициями обучения врача, выработанными многими десятилетиями в стенах академии.

Доказательством служит успешная деятельность питомцев академии.

Исследование щитовидной железы

Академия вошла в число победителей Российского конкурса по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

Активно реализуются приоритетные национальные проекты «Образование» и «Здоровье».

В вузе многое делается для гуманитарного и патриотического воспитания.

Организован музей истории медицины. В экспозиции и фондах богато представлены подлинные документы, письма, инструменты, произведения искусств.

Посещения музея обязательны для студентов. В газете «Медицинская Академия» регулярно публикуются исторические очерки, проводятся экскурсии по клиническому городку.

Уделяется внимание патриотическому и эстетическому воспитанию студентов: проводится студенческий фестиваль искусств «Весна на Пироговской», традиционные праздники «Татьянин день», «День защитника Отечества», «День первокурсника», действуют театр и хор.

В соответствии с приказом Рособрпад-зора № 1344 о государственной аккредитации Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова присвоен статус университета и выдано свидетельство с новым названием - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Первый МГМУ имени И.М. Сеченова).

Новые технологии в операции по курсу вертебрологии

Ныне университет является ведущим инновационным, учебно-методическим, научно-исследовательским и клиническим комплексом России по подготовке, аттестации, повышению квалификации и специализации медицинских и фармацевтических кадров, а также базой их непрерывного профессионального развития.

Согласно рейтингу Министерства образования и науки Российской Федерации университет занимает первое место среди отечественных медицинских вузов.

С образовательным процессом тесно связаны фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению, пропаганда достижений медицины и фармации.

На базе академии работают Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России Министерства образования и науки Российской Федерации и Ассоциация медицинских и фармацевтических вузов.

Экспериментальные исследования

Учебные планы всех лицензированных специальностей предусматривают проведение различных факультативных и элективных курсов, учебной и производственной практик.

Для осуществления производственной практики студентов академия использует более 250 баз практической и профессиональной подготовки. Создан Центр непрерывного профессионального образования.

В университете сформирована система непрерывной многоуровневой подготовки специалистов по программам высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования с исследованием новейших технологий имитационного обучения на тренажерах.

Реализацию образовательных программ обеспечивает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, насчитывающий более 2000 человек, в том числе 893 доктора и 1352 кандидата наук.

На занятиях в НИИ молекулярной медицины

Целый ряд сотрудников университета являются основателями различных педагогических и научных школ. Совершенствование образовательного процесса в академии основано на использовании новых информационных и коммуникационных технологий, вычислительной техники, современных методов обучения и форм контроля качества теоретической и практической подготовки специалистов.

В университете созданы и успешно функционируют система и Служба менеджмента качества подготовки студентов, что подтверждено получением соответствующего международного сертификата (ИСО 9001:2000).

Университет до 2011 года имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также довузовской подготовки.

В соответствии с лицензией университет реализует программы высшего профессионального образования по пяти специальностям: «лечебное дело», медико-профилактическое дело», «фармация», «стоматология», «сестринское дело»

С 2010/11 учебного года для подготовки кадров с высшим образованием по приоритетным направлениям развития медицины дополнительно открыты новые специальности: «педиатрия», «биоинженерия и биоинформатика», «биотехнология», «клиническая психология», «социальная работа», «экономика и управление на предприятии (в здравоохранении)».

Высшее профессиональное образование (додипломный этап) завершается итоговой государственной аттестацией выпускников.

Программы послевузовского профессионального образования реализуются по специальностям интернатуры с нормативным сроком обучения один год по очной форме обучения, клинической ординатуры с нормативным сроком обучения два года по очной форме обучения на базе высшего профессионального образования и научных работников (аспирантура) с нормативным сроком обучения три года по очной форме и четыре года по заочной форме обучения на базе высшего профессионального образования.

Программы дополнительного образования в университете - это подготовка к поступлению в вуз со сроком обучения до двух лет на базе основного общего образования, профессиональная переподготовка руководящих работников и специалистов по профилю вуза со сроком обучения свыше 500 часов, повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю вуза со сроком обучения от 72 до 500 часов.

Курсанты на операции

Содержание образовательного процесса по каждому направлению подготовки (специальностям) определяется университетом в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и соответствующими государственными образовательными стандартами.

В отделении реанимации и интенсивной терапии для новорожденных

В состав Первого МГМУ имени И.М. Сеченова входят 12 факультетов, в том числелечебный, медико-профилактический, фармацевтический, стоматологический, высшего сестринского образования, военного обучения, послевузовского профессионального образования врачей, медико-профилактический факультет послевузовского профессионального образования, послевузовского профессионального образования провизоров, послевузовского профессионального образования педиатров, дополнительного профессионального образования преподавателей, управления здравоохранением.

На шести факультетах додипломного образования со 100 кафедрами обучаются почти 10 000 студентов из России и 85 зарубежных стран. Научно-педагогический коллектив насчитывает 1082 доктора и 1728 кандидатов медицинских наук.

В структуру университета входят: Научно-исследовательский центр с 33 научными отделами, секторами и лабораториями и Клинический центр, объединяющий 19 разнопрофильных клиник и 27 межклинических лечебно-диагностических служб (1338 врачей, в том числе 50 докторов, 355 кандидатов медицинских наук и семь кандидатов биологических наук), ботанический сад, стадион «Буревестник», спортивно-оздоровительный лагерь «Сеченовец», четыре студенческих общежития.

Любимый предмет иностранных студентов 1-го курса —анатомия

Центральная научная медицинская библиотека - одно из самых крупных в Европе медицинских собраний. Она является уникальным хранилищем научной медицинской информации по всем отраслям теоретического и практического здравоохранения, имеет статус научно-методического центра для сети медицинских библиотек России.

Созданы пять специализированных научно-исследовательских институтов, открыт ряд клиник, построено повое здание Научно-исследовательского центра и морфологического корпуса, реконструирована Клиника акушерства и гинекологии, завершено строительство комбината питания и здания фармацевтического факультета.

В университете функционирует одна из самых прогрессивных в России систем послевузовского профессионального образования в составе 75 кафедр и курсов на шести факультетах (послевузовского профессионального образования врачей, педиатров, провизоров, врачей-гигиенистов и эпидемиологов, управления здравоохранением, повышения квалификации преподавателей) с ежегодным обучением 15 000 курсантов.

Послевузовское обучение в интернатуре, клинической ординатуре и аспирантуре по всем клиническим специальностям проходят ежегодно более 1000 человек.

Дополнительное образование на циклах повышения квалификации и переподготовки в течение учебного года получают до 12 000 курсантов. В 12 специализированных советах каждый год защищается около 30 докторских и более 100 кандидатских диссертаций.

Университету удалось сохранить научные школы и кадровый потенциал.

В вузе трудятся более 3 000 высококвалифицированных специалистов, среди которых 92,5 % составляют доктора и кандидаты наук, 70 - заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 64 - заслуженных врача Российской Федерации, 100 - лауреатов Государственных премии и премий Правительства и Президента Российской Федерации в области науки и техники, в области образования.

Самостоятельная работа в фантомном классе

За последние три года работниками академии защищено 84 докторские и 336 кандидатских диссертации, в клиниках пролечено свыше 120 000 человек, проконсультировано более 800 000 пациентов. Научно-педагогический коллектив участвует в выполнении ряда федеральных целевых, научных и отраслевых программ.

Профессорско-преподавательский состав университета является инициатором многих преобразований, проводимых в российской высшей медицинской школе. Одной из важных задач является модернизация образовательных процессов.

В Первом МГМУ имени И.М. Сеченова разработаны государственные образовательные стандарты высшего медицинского и фармацевтического образования.

Практические занятия в Центре непрерывного профессионального образования

Структура учебных планов позволяет реализовать системный подход к подготовке выпускников, обеспечивающий интеграцию содержания и логико-дидактическую последовательность преподавания дисциплин.

В рабочих программах учтены требования квалификационных характеристик специалистов соответствующего профиля и включены разделы, отражающие современные достижения медицинской науки и практики.

По инициативе вуза восстановлена нарушенная в 70-е годы XX века исторически сложившаяся этапность преподавания клинических дисциплин.

Для обеспечения лицензионной экспертизы образовательной деятельности подготовлены перечни основной учебной литературы для всех специальностей и материально-технического оснащения кафедр, изучаются учебно-методические основы развития системы дистанционного образования, проводится экспертиза материалов для ее осуществления.

С учетом того, что с обеспечением учебного процесса тесно связаны научная и лечебная работа, эти стороны деятельности находятся под постоянным контролем.

Основной клинической базой подготовки специалистов высшем квалификации являются 19 клиник университета, рассчитанных на 3000 коек.

За последние годы отремонтированы детская и хирургическая клиники, которые переоснащены современным технологическим оборудованием, созданы клиники кардиологии, сердечнососудистой и обшей хирургии, травматологии, ортопедии и патологии суставов.

Проведена реорганизация хирургического онкологического отделения, открыто отделение малоинвазивных технологий с использованием эндохирургической техники.

В результате появилась возможность для оказания пациентам высокотехнологичных видов медицинской помощи: проводятся операции на сердце, пересадка почек, эндоскопические вмешательства.

В университете разработана и поэтапно внедряется единая интегрированная информационная система управления деятельностью подразделений, создан информационно-образовательный интернет-портал.

Университет сотрудничает с различными международными организациями и с 20 крупнейшими университетами Европы и Америки.

Сотрудники вуза являются экспертами и консультантами Всемирной организации здравоохранения.

На базе университета функционируют три сотрудничающих центра ВОЗ.

Первый МГМУ имени И.М. Сеченова - член Международной ассоциации университетов.

Ректор МГМУ Глыбочко Петр Витальевич
 
 
 
 
 
 
     
     
 
 
Copyright © 2011 Лига выпускников
Тел.: +7 965 629 6455
Казанский Государственный Медицинский Университет
Создание сайта Вебцентр