Гимн Лиги выпускников


Все мы дети одной альма матер,
Из единого корня растем.
Каждый горд, что в Казани когда-то
Получил свой врачебный диплом.
Весь текст
 
 
 
 
некоммерческое партнерство
Лига выпускников
казанского государственного
медицинского университета
г. Казань +7 965 629 6455
     
 
Главная / Медвузы России / Ижевская государственная медицинская академия

Ижевская государственная медицинская академия

Создание Ижевского медицинского института было обусловлено острейшей необходимостью молодой Удмуртии во врачебных кадрах.

В силу Постановления Совета народных комиссаров РСФСР от 15 апреля 1933 года и Президиума облисполкома Удмуртской автономной области в городе Ижевске 1 сентября 1933 года открылся медицинский институт (первоначально в составе одного факультета лечебного).

Были выделены помещения для кафедр и квартиры для первых приглашенных преподавателей, организованы подготовительные курсы для будущих абитуриентов из числа удмуртов и других национальностей соседних автономных республик и областей, определен коечный фонд клинических баз (670 коек).

Крупные ученые-медики, приглашенные из медицинских институтов Перми, Одессы, Горького, Ленинграда, Саратова и других городов (профессора В.Н. Парин, С.Я. Стрелков, И.Г. Стадницкий, Б.А. Немцов, С.Л. Флеров, В.И. Корсаков, Ю.П. Федотов), не только организовали высокое качество педагогического процесса, но и заложили прочный фундамент научных исследований.

Перед коллективом встала задача по завершению организации института как полноценного высшего учебного заведения. Насущно необходимо было улучшить работу медицинского рабфака и подготовительных курсов в городах Глазове и Ижевске, форсировать строительство морфологического корпуса, создать новые кафедры и лекционные аудитории на клинических базах, организовать занятия студентов в поликлиниках

К работе приступили 24 преподавателя, а к учебе на первом курсе - 171 студент. Функционировали четыре кафедры: нормальной анатомии, общей химии, физики, биологии.

С 1934 года заработали кафедры гистологии, акушерства и гинекологии, биохимии, общей гигиены, нормальной физиологии, с 1935 года -пропедевтики внутренних болезней, оперативной хирургии и топографической анатомии, общей хирургии, патологической физиологии, общественных дисциплин, микробиологии, патологической анатомии, фармакологии, физического воспитания.

В 1937 году включились в учебный процесс еще десять кафедр: госпитальной хирургии, глазных болезней, детских болезней, нервных болезней, судебной медицины, госпитальной терапии, кожных и венерологических болезней, болезней уха, горла и носа, инфекционных болезней, психиатрии, в 1938 году были созданы кафедры социальной гигиены и иностранных языков, а в 1944 году - кафедра военно-медицинской подготовки. В оснащении кафедр учебными пособиями первоначально принимал участие 2-й Московский медицинский институт.

В 1938 году состоялся первый выпуск 109 врачей, 79 из которых приступили к работе в лечебных учреждениях Удмуртии. В данный период в институте открылась возможность подготовки научных кадров через аспирантуру из числа выпускников, что расширило возможности роста национальных кадров.

В этом же году институт занял по итогам работы первое место среди медицинских вузов РСФСР.

За годы войны, несмотря на крайне сложные условия работы, вуз сделал пять выпусков. Страна получила 762 врача, большинство из них был и направлены в действующую армию и тыловые госпитали.

В период Великой Отечественной войны Удмуртия стала одной из госпитальных баз глубокого тыла страны. Подавляющее число специализированных госпиталей и отделений находилось в Ижевске.

Наличие здесь медицинского института с научными кафедрами и хорошо оснащенными клиническими базами, значительным числом профессоров, доцентов и опытных врачей-клиницистов, с одной стороны, и эвакуация на Урал крупных специалистов из Москвы - с другой, дали возможность организовать врачебную помощь должным образом.

Главным хирургом эвакогоспиталей при Наркомздраве Удмуртской АССР был назначен С.И. Ворончихин, первый профессор-удмурт (впоследствии - ректор в 1948-1952 годах), заведующий кафедрой оперативной хирургии.

Удалив осколок из сердца раненого солдата, он провел одну из первых операций на сердце в Удмуртии, а также разработал простой и эффективный способ закрытия свищей толстого кишечника при огнестрельных поражениях.

Разумеется, в научных планах в течение этого времени преобладали темы, связанные с военным травматизмом, в их разработку были вовлечены всекафедры института: методика борьбы с травмами кисти и пальцев (профессор С.Я. Стрелков), повторная и поздняя обработка огнестрельных ран (профессор С.А. Флеров), септические осложнения (профессор М.А. Благовещенский), оперативное лечение огнестрельного повреждения периферического нерва (профессор И.И. Кальченко), восстановление поврежденных периферических нервов (профессор Н.Ф. Рупасов), лечение стеноза гортани (профессор И.В. Гольдфарб) и огнестрельных повреждений глаз (профессор A.M. Родыгина).

За самоотверженный труд но охране здоровья трудящихся в годы Великой Отечественной войны десятки медицинских работников Удмуртии были награждены орденами и медалями СССР.

Имя С.И. Ворончихина занесено в книгу Почета трудовой славы и героизма Удмуртской АССР, он награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и медалями.

В послевоенные годы необходимо было укрепить материальную базу кафедр и расширить клинические базы. Большая работа в этом направлении была проделана в 1960-х -1980-х годах.

Созданы цикловые методические комиссии и центральный координационный методический совет академии. Они ввели в учебный процесс сетевой план координированного преподавания ряда тем и разделов на теоретических, медико-биологических и клинических кафедрах, планы преемственности в преподавании военно-медицинских дисциплин, сквозные межкафедральные программы преподавания вопросов неотложной помощи в хирургии, онкологии, гематологии, нефрологии и урологии.

В учебном процессе активно стали применяться технические средства, улучшилось оснащение лабораторным оборудованием, снимались учебные кинофильмы. Историю вуза лучше всего характеризуют его факультеты.

Лечебный факультет (декан - доцент В.В. Брындин) существовал с момента возникновения института. Студенты изучали лечебное дело по трем основным специализациям - терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, на ведущих кафедрах: нормальной физиологии, биохимии, патологической анатомии, госпитальной терапии, судебной медицины, акушерства и гинекологии.

Педиатрический факультет (декан -профессор В.В. Поздеев), открывшийся в 1976 году, начал обучение врачей-педиатров по двум основным специализациям - педиатрия и детская хирургия, с ведущими кафедрами: педиатрии, хирургических болезней детского возраста, детских инфекций, медицинской биологии, патологической физиологии, внутренних болезней.

Стоматологический факультет (декан - профессор Т.Л. Рединова) в 1980 году приступил к подготовке врачей-стоматологов по специализациям - общая, детская, терапевтическая, ортопедическая и хирургическая стоматология.

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки (декан - профессор М.В. Дударев) организован в 1991 году для последипломной подготовки врачей через интернатуру и ординатуру.

С тех пор ежегодно проводится 50-60 плановых циклов усовершенствования и переподготовки по разнообразной тематике, расширилось обучение специалистов по заявкам органов практического здравоохранения - не только Удмуртии, но и Кировской, Тюменской и Пермской областей, Республик Коми и Татарстана, городов Твери, Мурманска и других.

Всего на факультете прошли переподготовку более 10 000 врачей. В 1993 году проведен первый цикл обучения врача обшей практики (семейный врач), а в 2005-2007 годах -дополнительные циклы ио подготовке врачей первичного звена в рамках реализации национального проекта «Здоровье».

Факультет довузовского образования, ныне центр довузовского и дополнительного образования (декан - доцент В.В. Семенов) создан в 1992 году, с целью воспитания «своего», профессионально ориентированного абитуриента.

С этого момента вуз начал готовить абитуриентов по договорам с органами образования и здравоохранения города Набережные Челны, Республики Татарстан, Республики Коми, ныне оно осуществляется также для республик Марий-Эл, Башкортостан и Мордовия.

В 1993 году ректором института избран профессор Н.С. Стрелков. При его непосредственном участии открыт ряд новых кафедр, факультет высшего сестринского образования, два специализированных совета по защите кандидатских диссертаций по шести специальностям, введены новые формы контроля знаний студентов.

Ижевский медицинский институт стал крупным учебным и научным центром не только в Удмуртии, но и в Российской Федерации. Именно это обстоятельство обеспечило получение вузом в 1995 году нового статуса — академии.

Факультет высшего сестринского образования (декан - профессор Н.М. Попова) - самый молодой в вузе (1997 год). На факультете ведется подготовка по специальности «сестринское дело» с квалификацией «менеджер».

Ведущие кафедры факультета - пропедевтика внутренних болезней, общественное здоровье и здравоохранение, философии и гуманитарных наук.

Учебный процесс обеспечивается 450 педагогами, из которых более 77% имеют ученую степень (среди них 269 кандидатов и 85 докторов наук). На базовых факультетах обучается 2500 студентов, в том числе студенты из ближнего и дальнего зарубежья.

Ижевская государственная медицинская академия - известный научный центр. Фундаментальные и прикладные научные исследования осуществляются на базе школ: физиологов (профессор Л.С. Исакова), морфологов (профессора В.М. Чучков, Г.В. Шумихина), эндокринологов (профессор В.В. Трусов), терапевтов (профессора A.M. Корепанов, Я.М. Вахрушев), кардиологов (профессор Н.И. Максимов), педиатров (профессора A.M. Ожегов, М.К. Ермакова), хирургов (профессора В.А. Ситников, А.Я. Мальчиков), детских хирургов (профессора В.А. Бушмелев, Н.С. Стрелков), судебных медиков (профессор В.И. Витер), стоматологов (профессора Т.Л. Рединова.
Е.И. Дерябин).

В этих школах не только решаются крупные научные проблемы, но и готовятся научные и научно-педагогические кадры через аспирантуру и соискательство.

Наряду с традиционными научными направлениями разрабатываются и новейшие: создание и внедрение новых лекарственных веществ на основе нанотехнологий (механоактивация лекарственных средств); фундаментальные исследования в биомедицинской механике и технологии; клинико-экспериментальные исследования иммуномодуляторов при сердечно-сосудистых заболеваниях, в том числе в пожилом возрасте; получение и адаптация культуры мезенхимальных стволовых клеток и создание клеточных вакцин для коррекции травматических поражений центральной нервной системы.

Широкий круг исследований осуществляется по проблеме экологии и гигиены, воспроизводства населения Удмуртии.

Важнейшее место в жизни академии занимают научное общество молодых ученых и студентов - НОМУС (научный руководитель - профессор И.Г. Брындина, куратор - доцент О.В. Яковенко). Вузом издается два научных журнала: «Проблемы экспертизы в медицине», в котором публикуются статьи по проблемам качества оказания медицинской помощи населению, а также «Демография, экология и здоровье финно-угорских народов».

Это международный научно-практический журнал, отражающий современные взгляды учёных на проблемы здравоохранения, особенности демографических процессов и вопросы экологии в регионах финно-угорского мира, к которому относится коренное население Удмуртии.

Совместная работа с органами здравоохранения - приоритетное направление деятельности. Ученые внедряют в клиническую практику современные диагностические, лечебные и управленческие технологии, оказывают консультативную и лечебную помощь.

Клинические кафедры располагаются на базе 30 республиканских и городских лечебных учреждений, имеющих около 8500 больничных коек. Все кафедры оснащены необходимым оборудованием и учебными помещениями.

Лабораторное занятие по химии

Практика для студентов - один из наиболее эффективных способов вхождения будущего специалиста в профессию, для больничного учреждения - возможность формирования кадрового резерва, а для вуза - повышение качества обучения.

Начиная со второго курса студенты проходят практику по общему уходу за больными. С 2009 года приказом ректора введена альтернативная форма производственной практики по общему уходу.

Центр практических умений

В ее рамках студенты лечебного и педиатрического факультетов могут пройти практику по общему уходу в течение учебного года в лечебно-профилактических учреждениях города.

Преимущества альтернативной практики заключаются в том. что освоение практических навыков идет в разных по профилю отделениях (например, неврологическое, кардиологическое, хирургическое), а также, что очень важно для студента, высвобождается два свободных летних месяца.

Студенческие отряды по общему уходу призваны обеспечить трудоустройство студентов всех курсов и факультетов по следующим направлениям: сиделки, няни, специалисты по уходу за больными людьми и пациентами с ограниченными физическими возможностями на возмездных условиях.

Это вакансии с гибким графиком работы и не требующие полного высшего медицинского образования. В летний период организована выездная форма работы по заявленным вакансиям.

Международная деятельность Ижевской государственной медицинской академии началась в 1989 году с организации Ассоциации студентов-медиков, молодых ученых и врачей (АСМИ) города Ижевска, главной задачей которой было повышение квалификации студентов, молодых преподавателей и врачей с помощью системы международных обменов.

Первоначально обмены осуществлялись в основном по программе EMSA (Европейская организация студентов-медиков), в последующем - в рамках IFMSA (Международная федерация студентов-медиков).

Отдел по международным связям вуза (возглавляемый А.А. Соболевой) приобрёл официальный статус в 2005 году. Академия имеет прямые международные договоры с медицинскими университетами Будапешта, Печи, Кёльна, Осло, Силезии, Дамаска, Берлинским университетом имени Гумбольдта, Департаментом здравоохранения города Ульм, Самаркандским медицинским институтом.

За 10 с лишним .лет в академии прошли практику более 100 студентов из Югославии, Германии, Италии, Египта, Финляндии, Дании и других стран, в этих же странах стажировались 150 студентов ИГМА.

Кроме обменов с зарубежными университетами создаются совместные научные проекты, проводятся международные конгрессы, симпозиумы и семинары.

Существенное место в жизни академии занимают образовательные, научные и культурные мероприятия с участием финно-угорских стран — Эстонии, Финляндии, Венгрии, Норвегии.

В академии работают подразделения, облегчающие и направляющие обучение и научную деятельность, патентное бюро, центр трансфера технологий (ЦТТ), центр информационных технологий, библиотека, центр практических умений.

Патентное бюро академии оказывает помощь в планировании научных разработок, подготовке и продвижении проектов на гранты. Оно же производит патентный поиск по их тематике, а также патентный поиск аналогов изобретений.

Обеспечивает оформление заявок и документальное их сопровождение до получения патента, консультирует но его охраноспособности. Совершает экспертную работу по отбору инвестиционно привлекательных изобретений.

Организует и проводит учебные курсы по вопросам патентоведения и заседания Бюро рационализаторов и изобретателей (БРиЗ) по рассмотрению и утверждению рацпредложений.

Центр трансфера технологий академии координирует взаимодействие участников инновационной деятельности - научных организаций, высших учебных заведений и промышленных предприятий в целях продвижения новых знаний и технологий в производство, отбирает инновационные проекты для инвестирования, определяет потенциальных инвесторов, сопровождает проекты до внедрения и получения результатов.

Центр информационных технологий, созданный в начале 1980-х годов, обеспечивает использование современной компьютерной техники в учебном процессе, научных исследованиях, в работе управленческих подразделений, в проведении общевузовских мероприятий.

Библиотека Ижевской государственной медицинской академии открылась одновременно с вузом, получив первые учебники, учебные пособия и научную литературу по медицине и естественным наукам в дар из 2-го Московского, Пермского, Казанского медицинских институтов.

Большой вклад в создание книжного фонда библиотеки внесли первые профессора вуза, подарившие библиотеке труды классиков русской медицины, другие книги и журналы дореволюционных лет издания. Ныне к услугам читателей представлено около 420 000 документов, в том числе учебной литературы-121 892 экземпляра.

Новые приобретения ежегодно составляют свыше 7000 единиц. В работу библиотеки внедрены современные технологии - электронный каталог (содержащий 45 992 записи), доступ к базе «МАРС» и электронной доставке документов.

Библиотека располагает библиографическими электронными базами данных - «Российская медицина» Государственной центральной научной медицинской библиотеки, МедАрт, Medline, имеет доступ к полнотекстовым базам данных Stat Ret (англоязычные книги и журналы мировых издательств), Ebsco (научная информация издательств Karger, Springer) и к электронной базе авторефератов Российской Национальной библиотеки.

Возможен поиск информации по электронным каталогам медицинских библиотек России, Российской книжной палаты, Международного информационного центра.

Имеется доступ к электронным справочникам и энциклопедиям по любой тематике. Воспитательной работе в академии уделяется особое внимание.

Перестройка всех сторон жизни, волна социальной информации, неудержимо хлынувшая на молодежь, размывает идейные и нравственные ориентиры, и в этих условиях еще более важно делать акценты на высокое служение врачебному долгу, на этические нормы и правила врача.

С 1966 года в академии работает музей, в котором выставлено около 5000 экспонатов. Значительная часть экспозиции посвящена деятельности института в период Великой Отечественной войны.

В музее проходят занятия по истории вуза, встречи с ветеранами и выпускниками академии, тематические экскурсии. Будущие врачи узнают на экскурсиях в музее о тех, кто основал институт, кто передавал свои знания новым поколениям врачей, извлекают уроки из прошлого.

Создан отдел по воспитательной работе со студентами, принята концепция воспитательной работы в ИГМА, работает совет кураторов и структура студенческого самоуправления: студенческий совет академии, студенческие советы факультетов, курсов, студенческие комитеты общежитий.

В октябре 2009 года при студенческом совете организован комитет по трудоустройству, содействующий занятости студентов и трудоустройству выпускников академии, временному трудоустройству студентов в период каникул и в свободное от учебного процесса время.

Проводится множество мероприятий, в которых принимают участие не только студенты, но и преподаватели, сотрудники, ветераны: День Первокурсника, «Вечер Гиппократа» - посвящение в студенты, «Ректорский прием» для лучших студентов и преподавателей, «Встреча поколений» - праздник 1 октября, выездная «Учеба актива ИГМА», фестиваль«Студенческая весна», праздники ко Дню Победы и Дню медицинского работника.

Работают различные творческие коллективы: театральное творческое объединение «Наш дом» и школа актерского мастерства, центр поддержки творческой инициативы, киноклуб и фотоклуб, академический хор «Элегия», вокальный ансамбль, танцевальные коллективы эстрадного и бального танцев, КВН.

Студенты успешно принимают участие в городских, республиканских, всероссийских конкурсах и фестивалях студенческого творчества.

Ижевская государственная медицинская академия занимает достойное место среди медицинских вузов Российской Федерации по организации учебного процесса. Создана последовательная система воспитания врачебных кадров: довузовская подготовка, базовое дипломное образование, последипломная и дополнительная профессиональная подготовка.

Базовое обучение студентов ведется на четырех факультетах - лечебном, педиатрическом, стоматологическом и факультете высшего сестринского образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, новыми учебными планами по всем специальностям и формам обучения с использованием 3-этапной итоговой аттестации выпускников.

Основные задачи на этом пути: обеспечение современных условий учебы, развитие прогрессивных научных исследований, эффективная совместная работа с практическим здравоохранением в новых экономических условиях и максимальное использование потенциала академии для улучшения всех показателей здоровья населения республики.

Ректор ИГМА Стрелков Николай Сергеевич

 
 
 
 
 
 
     
     
 
 
Copyright © 2011-2022 Лига выпускников
Тел.: +7 965 629 6455
Казанский Государственный Медицинский Университет
Создание сайта Вебцентр
  Top.Mail.Ru