Гимн Лиги выпускников


Все мы дети одной альма матер,
Из единого корня растем.
Каждый горд, что в Казани когда-то
Получил свой врачебный диплом.
Весь текст
 
 
 
 
некоммерческое партнерство
Лига выпускников
казанского государственного
медицинского университета
г. Казань +7 965 629 6455
     
 

Главная / Медвузы России / Читинская государственная медицинская академия

Читинская государственная медицинская академия

Читинский государственный медицинский институт (ЧГМИ) открыт на основании решения Совета министров СССР от 3 июля 1953 года. Новое высшее учебное заведение создавалось не на пустом месте.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 11 июля 1953 года № 416 в Читу из Перми был переведен стоматологический институт, который после реорганизации стал основой нового вуза.

Профессорско-преподавательский состав кафедр комплектовался за счет реорганизации кафедр Пермского стоматологического института, а также из числа преподавателей медицинских вузов Саратова, Горького, Ростова-на-Дону, Иркутска, Ленинграда.

Огромную организационную работу провели исполняющий обязанности директора института Михаил Васильевич Костылев и первый декан Сергей Иванович Василов.

Преподавателями Читинского медицинского института были видные ученые-медики - профессора В.В. Попов, И.Д. Боенко, Д.И. Даренский, М.З. Жиц, П.Ф. Степанов, К.И. Журавлева, М.М. Рожинский, В.А. Козлов, А.А. Гончарова, Э.Б. Арушанян, П.В. Мельничук, Г.В. Столяров, П.А. Золотов, Н.И. Иорданская и другие.

Они определили основной научный профиль вуза - краевая патология, вопросы медицинской экологии и адаптации к географическим условиям Забайкалья.

Уже 1 октября 1953 года в институте начались учебные занятия. На первый курс было принято 200 студентов, 56 из которых - бывшие фельдшеры и акушеры.

В августе 1954 года М.В. Костылев, завершив организационный период, передал бразды правления уже постоянному директору института - Юрию Дмитриевичу Рыжкову, для которого главным вопросом стало благоустройство вуза.

Благодаря большой настойчивости Юрия Дмитриевича и при активном участии студентов в 1958-1962 годах были построены два здания студенческих общежитий.

К концу 1961 года завершились строительство главного корпуса института и размещение в нем ряда кафедр. Под руководством Ю.Д. Рыжкова организованы клинические кафедры, сформирован стоматологический факультет.

Делалось все необходимое для обеспечения нормального учебного процесса и научно-исследовательской работы.

В научно-исследовательскую деятельность преподаватели института включились с первых же дней его существования: в 1954 году составлен первый годовой план научной работы.

Примечательно, что в него была включена работа доцента А.А. Гончаровой о гамазовых клещах Забайкалья, положившая начало большому комплексу исследований целого коллектива кафедры общей биологии, посвященных природно-очаговым заболеваниям человека в Забайкалье.

Эти исследования вызывали интерес далеко за пределами института -в Москве, Лондоне, Праге. Впоследствии профессор А.А. Гончарова стала участником Международного акаралогического конгресса в Лондоне.

В 1969-1974 годах значительно улучшилась материальная база института: ряд клинических кафедр разместились на базе нового здания Читинской городской больницы № 1, железнодорожной больницы, построено новое здание общежития на 800 мест.

В составе института в этот период были 37 кафедр и два самостоятельных курса, где тогда работали 12 докторов наук, 110 кандидатов наук. Важным звеном в подготовке преподавательских кадров явилась аспирантура.

Несмотря на небольшой срок существования, к этому времени институт в значительной мере помог решить вопрос с врачебными кадрами в Забайкалье, Бурятии и Якутии (к 1973 году выпущено 4572 врача), что улучшило лечебно-профилактическую помощь населению, повысило качество и культуру медицинского обслуживания и в городах, и в сельской местности.

С 1 сентября 1979 года, в Международный год ребенка, в ЧГМИ решением Министерства здравоохранения РСФСР открыт педиатрический факультет -событие для Забайкалья неординарное.

В стенах института происходило не только обучение, но и воспитание студентов. Этому способствовали различные отделения факультета общественных профессий, научные студенческие кружки, строительные отряды, многочисленные спортивные секции, художественная самодеятельность и многое другое.

Более комфортным стало проживание в студенческих общежитиях. В 70 километрах от города на берегу живописного озера Арахлей раскинулся спортивно-оздоровительный лагерь, в котором можно отдыхать круглый год.

В 1978 году сдан спортивный корпус, а затем и морфологический корпус, где расположились основные кафедры, обеспечивающие фундаментальную подготовку студентов.

В 1988 году введено в строй студенческое общежитие, гостеприимно распахнувшее свои двери не только для студентов, но и для молодых специалистов - клинических ординаторов и аспирантов, работавших на кафедрах академии.

В 1995 году приказом Министра здравоохранения Российской Федерации Читинский государственный медицинский институт переименован в Читинскую государственную медицинскую академию (ЧГМА).

Читинская государственная медицинская академия - крупнейший научный, учебный, лечебно-диагностический центр Забайкалья и Дальнего Востока.

Для обучения студентов здесь используются новейшие технологии, ведется активная научно-исследовательская деятельность. Обучение ведется по 25 специальностям в соответствии с государственными образовательными стандартами.

В структуру вуза входят 54 кафедры и курса. Высокопрофессиональный научно-педагогический коллектив представлен 343 преподавателями, среди которых 50 профессоров и докторов наук, 200 доцентов и кандидатов наук, а также девять действительных членов и членов-корреспондентов отечественных и зарубежных общественных академий, 17 заслуженных врачей Российской Федерации и Республики Бурятия, отличники здравоохранения, отличники высшей школы, заслуженные изобретатели Российской Федерации.

У стола челюстно-лицевые хирурги (клиника ЧГМА)

За годы работы академии подготовлено более 18 000 врачей. Более 90% врачей Читинской области и около 75% врачей Республики Бурятия являются воспитанниками ЧГМА, многие выпускники академии успешно работают в городах России и за рубежом.

В академии сформирована система непрерывного профессионального образования, включающая этапы довузовской подготовки, додипломного и последипломнго обучения.

Для реализации первого этапа в академии создан и эффективно работает в течение 15 лет центр довузовской подготовки.

Организованы профильные классы на базе общеобразовательных школ города и области, профориентационная работа со школьниками, подготовительные курсы в академии для будущих абитуриентов.

Образовательная деятельность в академии осуществляется согласно Государственным образовательным стандартам по четырем специальностям и направлениям подготовки: «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология», «сестринское дело» (обучение ведется но заочной форме).

Читинская государственная медицинская академия работает в тесном сотрудничестве с Министерством здравоохранения Забайкальского края, Комитетом здравоохранения Администрации города Читы, а также ведомственными лечебными учреждениями.

Повышению качества подготовки специалистов способствует наличие клинических баз в ведущих медицинских учреждениях города и области, собственной клиники, консультативно-диагностической поликлиники, научных лабораторий, НИИ медицинской экологии, НИИ студентов.

В академии осуществляется подготовка специалистов по заказу территориальных органов управления здравоохранением, около 50% бюджетных мест отдастся на целевую подготовку кадров для отдаленных районов Забайкальского края, республик Бурятия и Саха — Якутия.

Слушатели факультета последипломного образования готовятся по программам аспирантуры, клинической интернатуры и ординатуры, программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, соответствующим профилю основных образовательных программ академии.

Базой послевузовского и дополнительного профессионального образования является факультет повышения квалификации и профессиональной подготовки.

Академия располагает информационными ресурсами, обеспечивающими образовательный процесс, научную деятельность преподавателей и студентов, работу в интернет-классах.

Студенты и сотрудники академии имеют возможность использования электронных каталогов ГЦНМБ «Российская медицина» в программной среде «Ирбис».

У академии есть собственный веб-сайт в Интернете с подробной информацией о кафедрах, структурных подразделениях, электронными вариантами методических, учебных пособий, научных изданий.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в ЧГМА осуществляется по 14 специальностям в аспирантуре и по двум специальностям в докторантуре. Ежегодный выпуск аспирантов составляет 22-24 человека.

Научные исследования в вузе ведутся в рамках 12 утвержденных тематических карт: «Биохимические аспекты адаптационных и дизадаптационных реакций при различных физиологических и патологических состояниях человека и животных», «Роль нарушений иммунитета, гемостаза и свободнорадикальных процессов в возникновении акушерских, перинатальных осложнений и онкологических заболеваний органов женской репродуктивной системы», «Механизмы развития, диагностика и патогенетические подходы к .лечению миокардиопатий различного генеза», «Эпидемиологические и патогенетические аспекты алкоголизма и алкогольных психозов в Забайкалье», «Разработка лекарственных средств, оказывающих многофакторное нейро-протекторное и ноотропное действие при заболеваниях нервной системы», «Эпидемиология основных заболеваний и травматических повреждений ЦНС в Забайкалье», «Малойнвазивные технологии в хирургии», «Состояние регуляторных и защитных систем в норме и патологии у детей Забайкалья», «Патогенетические аспекты и качество жизни у больных с признаками хронической сердечной недостаточности при различной соматической патологии», «Иммунологические и генетические механизмы регуляции системы гемостаза в норме и патологии», «Клиника, диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний в возрастном аспекте у жителей Восточной Сибири и Крайнего Севера», «Функциональные исследования в диагностике, лечении и профилактике стоматологических заболеваний в условиях резко континентального климата».

В рамках указанных комплексных тематических карт выполняется 27 докторских и 108 кандидатских диссертаций. Научно-исследовательская работа по теме «Изучение полиморфизма генов цитокинов у резидентов забайкальской популяции и их роль в патогенезе заболеваний» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 257 от 20 мая 2009 года включена в перечень научно-исследовательских работ, выполняемых федеральным и государственным и учреждениями науки и образования, подведомственными минздравсоцразвития, в 2009-2011 годах.

Научные исследования в ЧГМА выполняются на базе НИИ медицинской экологии, лаборатории которого оснащены современным оборудованием для проведения биохимических, иммунологических, молекулярно-биологических, гемостазиологических, фармакокинетических исследований.

Академия располагает соответствующими кардиологическим, офтальмологическим, нейрофизиологическим и другими диагностическими комплексами, которые используются не только для диагностики заболеваний, но и для выполнения научных изысканий.

Результаты проводимых сотрудниками академии научных исследований представлены в публичной печати, в том числе в зарубежных и отечественных рецензируемых журналах, монографиях, пособиях для врачей, материалах международных, всероссийских и региональных конференций и съездов.

По результатам проведенной научно-исследовательской работы ведется изобретательская деятельность, ежегодно ЧГМА становится обладателем 12-14 патентов Российской Федерации.

За период существования вуза сформировался ряд научных школ, получивших признание не только в России, но и за рубежом: школы физиологов профессора Б.И. Кузника и профессора Ю.А. Банковского, школа патофизиологов профессора Н.Н. Цыбикова, школа кардиологов профессора А.В. Говорина, школа психиатров профессора Н.В. Говорина, школа биохимиков профессора Б.С. Хышиктуева, школа стоматологов профессора И.С. Пинелиса.

При Читинской государственной медицинской академии функционирует диссертационный совет, принимающий к защите диссертации на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по специальностям «физиология» и «патологическая физиология» (медицинские науки).

Ежегодно в диссертационном совете проходят защиты 15-20 диссертаций. В ЧГМА активно работает студенческое научное общество, объединяющее в своих рядах более 700 студентов.

Студенты-кружковцы выступают с докладами но результатам своей работы на конференциях различного уровня (от региональных до международных), многие из них в дальнейшем продолжают заниматься научной работой и успешно защищают диссертации.

Международное сотрудничество Читинской государственной медицинской академии развивается в двух направлениях — образовательная деятельность и совместные научные исследования.

В 2000 году подписано соглашение между ЧГМА и Цицикарским медицинским институтом (КНР). В соответствии с соглашением ведутся обмен студентами и подготовка по основным образовательным программам, а также обучение по программам дополнительного профессионального образования, учеба в аспирантуре по научным специальностям согласно имеющейся лицензии.

Соглашением предусмотрены совместные научные исследования по изучению клинико-биохимической эффективности препаратов тибетской медицины в клинике внутренних болезней (сахарный диабет, атеросклероз и другие).

В исследованиях принимают участие сотрудники кафедр терапевтического профиля и биохимической лаборатории НИМ медицинской экологии ЧГМА.

Международное научное сотрудничество осуществляется также с Университетом города Тель-Авив (Израиль) в рамках договора по изучению влияния статинов на показатели иммунитета, гемостаза, перекисный статус организма у пациентов с артериальной гипертензией.

Исследования выполняются сотрудниками лаборатории физиологии и патологии иммунитета и гемостаза НИИ медицинской экологии ЧГМА. Также сотрудниками биохимической лаборатории совместно с фирмой Pkiristem Ltd (Хайфа, Израиль) выполняются исследования по экспериментальному изучению влияния пептидных биорегуляторов на течение различных патологических процессов.

Лечебно-консультативная работа в академии проводится на 32 кафедрах и курсах лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов и на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Академия имеет собственную клинику на 50 коек и 53 стоматологических кресла.

На этой базе располагается основная часть клинических кафедр стоматологической факультета (хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология, терапевтическая стоматология, детская стоматология) и кафедра стоматологии факультета последипломного образования.

Остальные клинические кафедры базируются на лечебных базах городского и краевого подчинения (в 12 больницах, 6 диспансерах, 9 поликлиниках).

Все крупные лечебно-профилактические учреждения города Читы являются клиническими базами академии. Общий коечный фонд, используемый в качестве клиник, составляет 6976 коек и 69 стоматологических кресел.

В структуру клиники ЧГМА входит также поликлиническое консультативно-диагностическое отделение и офтальмологический центр, на базе которых осуществляют консультативный прием профессора, доценты, доктора и кандидаты медицинских наук, работающие на кафедрах академии, и проводятся диагностические исследования с использованием современных медицинских технологий.

Ведущие сотрудники академии возглавляют координационные советы при Министерстве здравоохранения Забайкальского края по терапии, хирургии, лучевой диагностике, психиатрии, неврологии, педиатрии, акушерству, поликлинической терапии, стоматологии.

Эти советы определяют основные направления развития отрасли в области, укрепляют взаимодействие академии и практического здравоохранения.

На клинических базах кафедр под руководством сотрудников академии функционируют областные и городские центры (кафедра факультетской хирургии с курсом лучевой диагностики, кафедра нервных болезней, факультетской терапии, госпитальной хирургии с курсом урологии, психиатрии, хирургической стоматологии), что позволяет эффективно развивать передовые медицинские технологии на клинических базах и ЛПУ области.

В музее кафедры биологии

Сотрудники клинических кафедр активно внедряют в лечебно-диагностический процесс современные медицинские технологии: рентгенохирургию и лапароскопические методы (кафедра факультетской хирургии с курсом лучевой диагностики); программы по ранней диагностике, лечению и реабилитации больных с церебрально-васкулярными заболеваниями и борьбе с эпилепсией (кафедра нервных болезней); программы по гипертонической болезни, атеросклерозу, ИБС, нарушениям ритма сердца и гиперлипидемиям (кафедра факультетской терапии); программы по химиотерапии в онкогематологии и программу интенсивной терапии критических состояний новорожденных и реабилитации детей с перинатальными повреждениями ЦНС (кафедры педиатрического факультета); программу по ранней диагностике опухолей в урологии и комплексному лечению гнойной инфекции (кафедра госпитальной хирургии с курсом урологии); программу по хирургической косметологии, парадонтологии в стоматологии (кафедры стоматологического факультета); федеральную программу по реабилитации детей с нервно-психической патологией в зонах экологического неблагополучия в Забайкалье (кафедра психиатрии).

Одним из главных направлений деятельности медицинской академии является совместная работа с органами практическою здравоохранения по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» - подготовка врачей первичного звена (участковых терапевтов, участковых педиатров, врачей обшей практики), выезды бригад профессорско-преподавательского состава в районы края, подготовка и издание методических пособий, учебников для врачей первичного звена.

В период 2008-2009 годов на факультете последипломного образования подготовлен 341 врач первичного звена.

Существующее сотрудничество клинических кафедр и лечебно-профилактических учреждений города и Забайкальского края способствует реализации государственных образовательных программ и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов по лечебному делу, педиатрии, стоматологии и высшему сестринскому делу.

Заметное место в академии отводится воспитательной работе со студентами. Деятельность творческой системы «Содружество» ЧГМА направлена на формирование у студентов ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием своего места в обществе.

С начала 2000-х годов в академии формируется волонтерское движение «Ты не один», в рамках которого действуют волонтерские отряды «Эндорфины» (с 2003 года) и «Подари улыбку» (с 2006 года).

Студентами-волонтерами проводится масштабная работа по привлечению доноров крови, акции, направленные на социально-педагогическую реабилитацию детей, находящихся на длительном стационарном лечении в Краевой детской клинической больнице (г. Чита), и другие мероприятия.

Значительное место в эстетическом воспитании студентов занимает художественная самодеятельность.

Неизменным успехом у зрителей пользуются коллективы академии: народный студенческий хор «Гаудеамус», команда КВН ЧГМА.

Ректор ЧГМА Говорин Анатолий Васильевич 

 
 
 
 
 
 
     
     
 
 
Copyright © 2011-2022 Лига выпускников
Тел.: +7 965 629 6455
Казанский Государственный Медицинский Университет
Создание сайта Вебцентр
  Top.Mail.Ru