Датой рождения Смоленской государственной
медицинской академии можно считать 4 апреля 1920 года, когда было
принято решение о создании медицинского факультета при Смоленском
университете.
В эти годы проблема недостатка врачей в стране в связи с Первой мировой и Гражданской войнами, последствиями революционных событий 1917 года стояла весьма остро. К началу 1920 года только на Восточном фронте погибло от 30 до 80% медицинского персонала. |
Положение Смоленской губернии с 1914 по 1920 год оставалось крайне тяжелым. Кроме продовольственных, топливных, транспортных проблем большую угрозу представляли эпидемии сыпного и брюшного тифа, сифилиса и других инфекционных заболеваний.
При этом здесь на протяжении 1918-1920 годов были проведены четыре мобилизации в Красную армию, после чего учреждения здравоохранения остались практически без врачей.
В 1918 году в Смоленске появляется несколько вузов, среди которых -государственный университет (СГУ). Изначально было решено, что медицинский факультет обязательно будет в его составе.
Благодаря твердой позиции совета профессоров Смоленскому университету удалось избежать одной из ошибок подобных ему учебных заведений, образованных в стране в этот период, - перегруженности множеством факультетов.
На протяжении 1919 года продолжалась подготовительная работа по открытию медицинского факультета, поиск для него профессорско-преподавательских кадров.
Уже в период организации смоленского медфака (1919-1923) большинство кафедр возглавили по-настоящему опытные и знающие специалисты - ученые и педагоги.
Так, организатором и первым профессором кафедры анатомии в 1920 году явился один из крупнейших специалистов того времени, профессор Московского университета П.И. Карузин.
Его преемником - еще один ученик профессора П.Ф. Лесгафта В.В. Бутыркин. Первым деканом медицинского факультета СГУ и профессором кафедры микробиологии стал ученик Г.Н. Габричевского — Б.Л. Пацевич, который, будучи помощником директора первого в стране Московского бактериологического института, переехал в 1911 году в Смоленск, чтобы организовать здесь подобное учреждение.
Кафедру физиологии возглавил ученик Н.Б. Введенского — Д.С. Воронцов.
Кафедры факультетской и оперативной хирургии возглавил ученик профессора С.И. Спасокукоцкого — Б.Э. Линберг, Руководителями трех терапевтических кафедр в Смоленске стали ученики профессора М.В. Яновского — Г.Я. Гуревич, А.И. Иванов, К.В. Пунин.
Первый профессорско-преподавательский состав смоленского медфака отличался той особой «кастовостью», которая всегда объединяла русских врачей-интеллигентов.
Делалось все возможное, чтобы сохранить коллектив. Профессиональная солидарность профессоров и преподавателей позволяла вести достаточно жесткую политику в отношении вмешательства в деятельность вуза представителей студенчества, местных органов власти.
В результате установившегося на факультете правила - заниматься со способными студентами, отбирая таких для работы на кафедре уже с первых курсов, профессора смоленского медфака готовили собственные преподавательские кадры.
Так в первые годы они подготовили несколько будущих ученых-педагогов: заведующий кафедрой анатомии профессор В.В. Бутыркин - профессоров И.М. Воронцова и В.А. Юсина, профессор И.О. Михайловский - гистологов Л.И. Фалина и В.В. Анисимову, профессор-физиолог Д.С. Воронцов - Н.А. Юденича, П.О. Макарова, профессор кафедры микробиологии Б.Л. Пацевич - будущего заведующего той же кафедрой В.А. Юденича.
Славные традиции, сформировавшиеся и заложенные в основу деятельности медицинского факультета СГУ в результате поистине героических усилии его первых профессоров, позволили пережить трудности этапа становления и оказаться в середине 1930-х годов среди крупнейших высших медицинских школ СССР.
1924 год стал критическим в жизни медицинского факультета. Трижды факультет закрывали, а затем открывали вновь. Такая же судьба постигла в это время многие вузы страны.
Смоленск принимал не закончивших образование медиков с ликвидированных медфаков Ярославского, Симферопольского, Свердловского и других университетов.
Из 228 человек, набранных в 1924 году, 128 были переведены из других вузов. 1925 году состоялся первый выпуск студентов медицинского факультета СГУ: 26 мужчин и 54 женщины. В это время на факультете функционировали уже 35 кафедр с лабораториями.
В 1930 году и соответствии с решением центрального
правительства Смоленский государственный университет разделился на два
отраслевых вуза: педагогический и медицинский институты.
Последний перешёл в систему Народного комиссариата здравоохранения. Так началась история Смоленского государственного медицинского института (СГМИ) как самостоятельного учебного заведения. В первые годы своего существования институт имел один факультет - лечебно-профилактический, с двумя отделениями -дневным и вечерним. |
На практических занятиях
К 1933 году организованы два новых факультета: санитарно-профилактический с эпидемиологическим отделением и факультет охраны материнства и младенчества с двумя отделениями - педиатрическим и акушерско-гинекологическим.
В этом году в стенах СГМИ обучались уже 910 студентов. Значительно улучшились учебная база института, бытовые условия проживающих в общежитиях студентов, более 90% студентов получали стипендии, выдавались единовременные пособия.
До 1938 года институтом руководил первый директор - доцент Ф.С. Быков. Позже на этом посту его сменил В.А. Батанов, который руководил вузом до 1950 года.
В 1930-е годы в Смоленском мединституте имели место те же процессы, что были характерны для общественной жизни всей страны. Не обошли его стороной и политические репрессии, морально и физически убивавшие людей, калечившие судьбы семей, нанесшие большой урон системе здравоохранения страны.
К 15-й годовщине института на его кафедрах были подготовлены 30 аспирантов.
Из числа ассистентов, обнаруживших успехи в
научно-исследовательской работе, 11 стали доцентами, трое получили звание
профессора.
До 1935 года в стенах мединститута было выполнено пять кандидатских диссертаций. |
В НИИ Антимикробной химиотерапии
С 1936 по 1941 год (включительно) выполнены 34 кандидатские и 14 докторских диссертаций.
К началу Великой Отечественной войны на двух факультетах Смоленского медицинского института - лечебном и педиатрическом - обучались 2635 студентов.
На кафедрах преподавали 20 процессоров, докторов наук и более 10 кандидатов наук.
Война прервала работу Смоленского медицинского института. Ценное имущество вуза эвакуировали в город Саратов. Часть профессорско-преподавательского состава была направлена на работу в различные институты страны, продолжая готовить врачебные кадры в тылу.
Многие преподаватели и студенты ушли на фронт. Сотни выпускников, студентов, сотрудников и преподавателей вуза работали в медсанбатах и госпиталях, участвовали в сражениях, партизанили, погибали под обстрелами и на передовой.
Когда Красная армия освободила Смоленск, обнаружилось, что за исключением главного здания, которое было взорвано, но не сгорело, учебная и общежитская база мединститута уничтожена.
Полностью разрушенными оказались и здания большинства лечебных учреждений города, которые являлись клиническими базами.
Весной 1944 года отозванный из действующей армии В.А. Батанов приступил к восстановлению института. И уже осенью были возобновлены занятия не только на первом, но и на последующих курсах.
Первый послевоенный выпуск врачей состоялся в июле 1945 года. В 1950-е годы СГМИ возрождается как один из крупнейших медицинских вузов страны, выводит материально-техническую базу на современный уровень, делает уверенные шаги в научной и образовательной работе.
В 1950 году ректором СГМИ назначен доцент Г.М. Стариков, выпускник института, внесший большой вклад в развитие вуза, строительство учебных корпусов и общежитий.
При его непосредственном участии открыты стоматологический и педиатрический факультеты, подготовительное отделение. В 1978 году на посту ректора Г.М. Старикова сменил Н.Б. Козлов (1924-2001), выпускник СГМИ (1952), доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почётный профессор Смоленской государственной медицинской академии.
При нем в 1980 году в вузе открыта Центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ).
В разные годы в Смоленском государственном медицинском институте учились и работали выдающиеся ученые, внесшие заметный вклад в дело развития отечественной медицины и здравоохранения, создавшие крупные российские школы, - заслуженные деятели науки Российской Федерации А.Т. Бусыгин, А.Т. Петряева, Н.Б. Козлов, Ю.Г. Новиков; награжденные орденом Ленина профессора А.А. Оглоблин, К.А. Нижегородцев, К.В. Пунин, В.А. Юденич, Л.А. Шангина; орденом Трудового Красного Знамени - профессора ГГ. Дубинкин, В.Г. Молотков, М.З. Попов; орденом «Знак Почета» - профессора А.Н. Картавенко, С.М. Некрасов и многие другие.
В 1994 году Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию преобразовал Смоленский государственный медицинский институт в Смоленскую государственную медицинскую академию (СГМА).
При вузе открываются новые научные подразделения; в июне 1999 года - Научно-исследовательский институт антимикробной химиотерапии (НИИ АХ) (профессор Л.С. Страчунский), в апреле 2001 года -Проблемная научно-исследовательская лаборатория клинической биофизики и антиоксидантной терапии (ПНИЛ).
С 1970-х годов до сегодняшнего дня СГМА является центром медицинской науки, подготовки врачебных кадров и лечебно-профилактической деятельности.
Академия осуществляет подготовку врачей для Смоленской, Брянской, Калужской, Тульской, Орловской, Калининградской и других областей Российской Федерации, а также для зарубежных стран.
В 1995-2008 годах пост ректора Смоленской государственной медицинской академии занимал В.Г. Плешков, выпускник СГМИ (1968), доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный работник высшей школы.
С 2008 года - президент СГМА.
Ныне ректор Смоленской медицинской академии - Игорь Викторович Отвагин, доктор медицинских наук, избранный на этот пост в 2008 году.
Смоленская государственная медицинская академия имеет в
своем составе пять специализированных факультетов (лечебный,
педиатрический, стоматологический, фармацевтический, факультет высшего
сестринского образования), а также факультет иностранных учащихся,
факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
специалистов.
Обучение студентов проходит на 65 кафедрах вуза, расположенных на учебных базах академии и в лечебных учреждениях Смоленска. Преподавание теоретических, гуманитарных и медико-биологических дисциплин ведётся в четырёх учебных корпусах, оборудованных современными техническими средствами. |
В лаборатории
Академия имеет пять благоустроенных общежитий, в том числе четыре студенческих и одно для курсантов факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Клинические базы вуза оснащены современным лечебным и диагностическим оборудованием, что позволяет организовать учебный процесс на необходимом современном уровне.
Научная библиотека СГМА - одна из крупнейших в городе Смоленске. Ее фондом, насчитывающим более 560 000 экземпляров книг, пользуются 6610 читателей.
В структуре библиотеки три отдела, три читальных зала, три абонемента. Библиотечный фонд комплектуется по отраслям знаний: медицина и прикладные науки - химия, физика, биология, гуманитарные науки.
Библиотека ежегодно выписывает более 200 наименовании журналов на русском языке, имеются издания на других языках (английском, немецком, французском).
В академии работают 94 доктора и 318 кандидатов медицинских наук. Учёную степень имеют 73% преподавателей.
В числе сотрудников академии два заслуженных деятеля науки Российской Федерации, пять заслуженных работников высшей школы Российской Федерации, 28 заслуженных врачей Российской Федерации, четыре почётных работника высшего профессионального образования, 70 профессоров и 187 доцентов, 56 человек награждены знаком «Отличник здравоохранения».
Подготовка студентов в СГМА ведётся по пяти специальностям: «лечебное дело» (декан — профессор СЮ. Абросимов), «педиатрия» (декан — профессор А.А. Тарасов), «стоматология» (декан — доцент ВТ. Морозов), «фармация» (декан — доцент А.В. Крикова), «сестринское дело» (декан — профессор Л.А. Деев). За 90 лет в вузе подготовлено свыше 29 000 врачей.
Большое внимание в академии уделяется учебному процессу (проректор по учебной и воспитательной работе — доктор медицинских наук О.А. Козырев), который осуществляется под руководством Центрального методического совета и Учебно-организационного управления академии (Н.В. Беденкова).
С 2008 года функционирует методический отдел (доцент М.А. Матусков). Особое значение придается внедрению современных активных методов обучения, самостоятельной работы студентов.
Кафедральными коллективами академии издаются учебники, учебные пособия и монографии, которые широко используются в учебном процессе. Дополнительные образовательные услуги студенты и врачи могут получить через научный образовательный центр академии.
В СГМА проводится активная работа по внедрению системы менеджмента качества ВУЗа в повседневную образовательную деятельность. Организован отдел качества образования (доктор медицинских наук Ю.И. Ломаченко).
Составной частью основной образовательной программы Смоленской государственной медицинской академии является производственная практика студентов (доцент Н.А. Конышко).
Заключены договоры о проведении производственной практики с региональными структурами управления здравоохранением Смоленской, Калужской, Брянской, Орловской и Калининградской областей.
В рамках международного сотрудничества студенты проходят практику в лечебных учреждениях Польши, Германии, Италии, Франции, Сербии, Болгарии.
Тесное взаимодействие академии со структурам и практического здравоохранения закреплено договорами о совместной работе (проректор по совместной работе с практическим здравоохранением и последипломному образованию — доктор медицинских наук Д.В. Нарезкин).
Такая деятельность является важным условием совершенствования специализированной помощи населению, с привлечением высококвалифицированных кадров клинических кафедр с одной стороны и основой обеспечения учебного процесса в медицинском вузе и повышения качества подготовки специалистов-медиков на базе современных многопрофильных медицинских учреждений с другой стороны.
Выпускники вуза имеют возможность дальнейшего обучения в клинической интернатуре и ординатуре.
Совместная работа с органами здравоохранения предусматривает; участие в реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации в Смоленской области; оказание специализированной помощи взрослому и детскому населению; подготовку и усовершенствование медицинских кадров; работу по сертификации врачей; совместное проведение научных разработок и их реализацию в практическом здравоохранении; развитие специализированной помощи; участие в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
Для реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на факультете последипломного образования (ФПК и ППС) (декан - доктор медицинских наук А.П. Рачин) Смоленской государственной медицинской академии организованы циклы переподготовки специалистов и повышения квалификации врачей, внесены изменения и дополнения в учебно-производственные планы в соответствии с учебными программами, утвержденными Минздравсоцразвития Российской Федерации.
Подготовка высококвалифицированных научных кадров проводится через аспирантуру или соискательство по 36 научным специальностям (проректор но научной работе — профессор А.Л. Пунин).
Планирование научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей ученых степеней осуществляется по девяти научным направлениям: материнство и детство (профессор А.Н. Иванян), иммунология, иммуноморфология и иммуно-патофизиология (профессор А.С. Соловьев), физиология и патология нервной системы (профессор Я.Б. Юдельсон), внутренние болезни (профессор А.А. Лунин), хирургия и травматология (профессор С.А. Касумьян), стоматология (профессор А.С. Забелин), медицинские проблемы экологии (профессор О.В. Молотков), физико-химическая медицина (профессор В.Г. Подопригорова), клиническая фармакология и фармация (профессор В.В. Рафальский).
Функционируют три диссертационных совета. С 2004 по 2009 год защищено 18 докторских и 180 кандидатских диссертаций по семи научным специальностям: педиатрия, фармакология и клиническая фармакология, внутренние болезни, стоматология, хирургия, акушерство и гинекология, клиническая иммунология и аллергология.
Значительно возрос интерес к науке со стороны молодежи, свидетельством чего является средний возраст научных сотрудников научных подразделений академии: 39 лет - кандидатов наук и 46 лет - докторов наук.
В 2004-2009 годах ученое звание профессора присвоено 17, а ученое звание доцента - 63 ученым академии.
Научно-исследовательская работа по фундаментальным и прикладным аспектам медицины проводится на всех кафедрах и в четырёх научных подразделениях академии: Научно-исследовательском институте антимикробной химиотерапии (НИИ АХ) (профессор Р.С. Козлов), Центральной научно-исследовательской лаборатории (старший научный сотрудник Г.Н. Федоров), Проблемной научно-исследовательской лаборатории клинической биофизики и метаболической терапии (профессор В.Г. Подопригорова). Проблемной научно-исследовательской лаборатории ультразвуковых исследований и малоинвазивных технологий (профессор А.В. Ворсуков). |
Студенты СГМА на практике в лечебных учреждениях Франции
Вуз активно сотрудничает с учреждениями РАН и РАМН, ежегодно участвует в международных, федеральных, отраслевых и региональных программах и проектах.
Значительной вехой в истории академии стала регистрация в 2004 году научного открытия профессора Н.Ф. Фаращука «Закономерность изменения степени гидратации биополимеров крови животных во время их адаптации к внешним факторам».
В 2004-2009 годах сотрудниками академии получены более 80 патентов на изобретения, зарегистрированы две новые медицинские технологии. За этот период опубликовано более 80 монографий, руководств, справочников, формуляров и других нормативных документов.
В академии издаются научные журналы «Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия» (входит в список ВАК Минобрнауки Российской Федерации), а также «Вестник Смоленской медицинской академии», «Медицинские вести регионов», интернет-журналы «Головная боль» и «Математическая морфология».
СГМА имеет прочные международные научные контакты, является организатором ряда интернациональных научных симпозиумов и конференций. Мировое признание академии подтверждается избранием учёных вуза членами зарубежных и международных академий.
География международного сотрудничества включает научные учреждения и институты Республики Беларусь, Украины, США, Японии, Германии, Польши и других стран.
Гордостью и надеждой академии является научное студенческое общество с его традиционным апрельским Днем студенческой науки.
В СГМА имеются все условия для повышения культурного уровня, развития гармоничной личности выпускников вуза. На это направлено функционирование студенческих клубов, коллективов художественной самодеятельности, занятия физкультурой и спортом.
Для проведения спортивных мероприятий имеются два спортивных зала, учебно-стрелковый комплекс, плавательный бассейн, лыжная база, открытый стадион.
В студенческом санатории-профилактории СГМА ежегодно на льготных условиях проходят курс лечения более 400 студентов. Здесь созданы хорошие условия для лечения и профилактики заболеваний без отрыва от учебного процесса.
Динамика XXI века, интеграция России в европейское образовательное пространство ставят перед высшей медицинской школой новые задачи, повышают меру ответственности.
СГМА - крупный научный и образовательный центр, в котором опыт и традиции органично сочетаются с инновациями и информационными технологиями.
Научно-методический уровень учебно-воспитательного процесса в академии соответствует качественной подготовке кадров, достойно отвечая требованиям времени.
Высокий научно-исследовательский потенциал кафедр и научных подразделений позволяет уверенно двигаться вперёд и строить серьезные планы на дальнейшее успешное развитие вуза.
В подготовке материала использована статья Павла Филиппова, опубликованная в «Смоленской газете» 8 апреля 2010 года, 38 (613).